Зрелищ и зрелищ. Зачем Украине столько музыки?

Shows
Музыкальный обозреватель Саша Вареница – о перепроизводстве качественной новой музыки в Украине

Чудес не бывает. Есть только законы физики. Те самые шарики на нитках, которые лучший подарок на стол начальнику. Их называют «Колыбель Ньютона». Два крайних шарика отлетают и бьются. В центре еще три, они неподвижны. Крайние шарики – новая украинская музыка и те, кто ей бесконечно рад. Шарики в центре – беспросветно нищая и коррумпированная страна, в чье волшебное перевоплощение верится меньше, чем в открытие новых форм жизни c далеких экзопланет.

Зрелищ и зрелищ. Вместо хлеба. Шел 2017 год. Седьмой сезон шоу «Голос країни». В очередь на кастинг — 2500 человек. Счастливчики, отобранные из 5000 заявок. Каждый из четырех членов жюри отбирает себе 16 участников. Шестнадцать(!) потенциальных профессиональных артистов. Для сравнения, в соседней Польше члены жюри отбирают сейчас по 4 участника.

Годом ранее продюсеры заявили о «рекордном количестве заявок». В составе жюри один интересный «новичок» — Иван Дорн. Пришел, сломал все возможные телеформаты, нашел Constantine, собрал у всех на глазах дуэт YUKO и месяцем позже представил обоих на закрытой тусовке на крыше роскошного жилого комплекса в Киеве. Улетел в Америку, вернулся осенью. Коротко стриженый, в красной бандане, с бородой. Говорит, мол, запускаю свой лейбл – Masterskaya. За первые два месяца работы – больше 1000 демо-записей. Вся музыка мира: от DIY-панка и этно-хип-хопа до аутсайдерского попа и фри-джаза.

Год 2015-й. Украинский отбор на фестиваль Sziget. Цена вопроса — дневной концертный слот на фестивале, где одних только хедлайнеров заявлено 146. Количество претендентов на этот слот в Украине: 40. Абсолютно все – профессиональные исполнители и группы с собственным материалом, клипами, синглами и альбомами. Амбициозные, энергичные, заряженные на успех.

Куда их всех? Что делать с этим обилием новых имен, с их завидной творческой продуктивностью и мечтами о большой сцене? Зачем Украине столько музыки? Хорошей музыки, качественной, актуальной…

Расцвет украинской музыки радует и вдохновляет. Но происходит он против общих внутренних тенденций и правил всего украинского энтертеймента

Этот расцвет, бум, о котором все говорят – он радует, вдохновляет, но он не укладывается в картинку окружающей реальности. Более того, он происходит против общих внутренних тенденций и правил всего украинского энтертеймента.

Кино? В 2016 году в прокат вышло всего 30 украинских фильмов. 27 из них не окупились. Футбол? В украинской Премьер-Лиге осталось 12 команд. В текущем сезоне средняя посещаемость стала худшей за последние 25 лет – в среднем меньше 5000 болельщиков. Клубная индустрия? Количество площадок с электронной музыкой (техно, хаус, транс) за последние несколько лет уменьшилось в 5 раз. В 2014 году закрылся сайт TopDJ, в чьем рейтинге за почетное место в первой сотне спорили несколько тысяч украинских диджеев. Интересно, где они все сейчас?

Законы физики. Не может быть больше, чем должно быть. Неважно чего. Украинская новая музыка — прекрасная, свежая, смелая и очень разная — стоит перед сложным вызовом. Это Голодные Игры. Схватка за жизнь, в которой уцелеют далеко не все. Жесткая, конкурентная среда, едва пригодная для нормального, творческого процесса.

Места под солнцем все меньше. Герои 90-х и нулевых, мегазвезды и легенды — от Виталика Козловского до группы СКАЙ или Green Grey тоже хотят напомнить о себе, идут на «Евровидение» и попадают в такую мясорубку, что едва уносят ноги. O.Torvald, Panivalkova, Vivienne Mort, Rozhden… две дюжины самобытных артистов и целый ряд ярких открытий. Финал «Евровидения» в мае по подбору артистов может оказаться слабее одного только украинского отбора.

Группа Сальто назад? Заходишь на YouTube и открываешь целую вселенную лейбла Rookodill’a. Что здесь происходит вообще? Анонимная группа [О], которая звучит как любой из героев Pitchfork. Фирменный соул, хип-хоп, джаз, диско. Сцена растет слоями. Первый, второй, третий, пятый эшелон… интересно слушать всех. Берись за каждого, вкладывай, направляй и уже скоро получишь на выходе достойный продукт европейского уровня.

Новая формула абсурда: полчаса эфирного времени на крупнейшем развлекательном канале страны = один концерт в областном центре

Сегодня на украинской музыкальной сцене работает не менее 50 артистов и групп экстра-класса и около 300 коллективов, певцов и певиц, которые заслуживают того, чтобы заниматься исключительно музыкой. А значит, иметь возможность зарабатывать ею на жизнь. Представится ли им такая возможность? Большой вопрос.

80% артистов из этих 350 сосредоточены в Киеве, который, как и прежде, кипит, бурлит новыми идеями, в то время как регионы блекнут без новых талантов и активной культурной жизни. «Все господа давно в Париже». Давно ли вы слышали о новых интересных промо-группах, коллективах, локальных проектах из Харькова, Днепра, Львова, Одессы?

Поставим вопрос шире. Давайте откроем афишу анонсированных концертов на 2017 год. Харьков: неумолимый De Phazz, Дидюля, 5’nizza, Антитела, ALEKSEEV, Rozhden. Это практически полный список концертов до лета текущего года. Кавер-шоу от кабацких до помпезно-оркестровых не в счет. Одесса: Тiк, все тот же ALEKSEEV, махровые российские рокеры Мельница. Львов… Эммм. А Жадан – это музыка? Наконец, Днепр: Агонь, Время и стекло, агрессивно распиаренная каналом СТБ группа Detach.

Вот вам, кстати, новая формула абсурда: полчаса эфирного времени на крупнейшем развлекательном канале страны = один концерт в областном центре. Клуб Poplavok в Днепре. Вместимость: 300 человек. Билет: 200 грн. 2000$ грязной прибыли, из которой нужно покрыть массу расходов, помимо гонорара артистам. Простая математика: значит, промоутерам интересны группы, которые стоят меньше 2000$. В том же клубе Poplavok выступают звезды отбора на «Евровидение» – Сальто назад, а также группа BAHROMA, Валентин Стрыкало и прочие. Выступают, надо полагать, за гонорары меньше 2000$ на коллектив.

Вернемся в Киев. Режиссеры, операторы, стилисты, визажисты, пиарщики, монтажеры, хореографы, дизайнеры: все живут в своей «маленькой Британии». Всем подавай гонорары в «баксах», все знают себе цену и загружены работой. Аранжировка? Штука баксов. Сведение трека? 300 баксов. Сделать два фото на однородном фоне? «Я меньше 500 баксов давно не беру». Клип? Ох, даже страшно начинать подсчет.

Но артисты героически принимают правила игры. Что-то снимают, фотографируются, красиво одеваются, делают новые отлично записанные песни. Чтобы что? Ехать и годами отбивать эти «штуки баксов». Куда? На Луну?

Но если серьезно… В Россию? Съедят с потрохами. Хотя многие, конечно, ездят. Главное, отправить своего пиарщика на всенощное дежурство в Facebook: зачищать злостные комменты про «раисю» и призыв к «файер-шоу» на концертах в Украине. Действительно, где бы еще? На футболе уже как-то скучно.

Артисты все меньше боятся осуждения и ездят в Россию. Не ездит только андерграунд. Не потому что неподкупный, а потому что сложная логистика с дорогими авиабилетами

Надо признать, общественного осуждения артисты боятся все меньше. Вопрос ставится ребром: Европа к нам так и не пришла, наши вокальные старания на английском (слушай каждый второй релиз 2014-2015) никто не оценил, а локальный рынок ужался настолько, что скоро может вообще исчезнуть. Поэтому какие уж тут страхи. В Москву-кормилицу, стройными рядами.

Весь пул артистов Mozgi, Дорн, Quest Pistols, Макс Барских, LOBODA, MONATIK и Артем Пивоваров и вовсе заявлены в концертном ростере Первого Музыкального Издательства – крупнейшей империи в российском шоубизе. Практически вся украинская поп-сцена. За исключением Джамалы, Тины Кароль и еще нескольких артистов.

Не ездит только условный андерграунд. Не потому что все как один честные и неподкупные, а потому что сложная логистика с дорогими авиабилетами. Для клубов вроде 16 тонн или Union Bar в Санкт-Петербурге это сейчас слишком рисковые привозы. Там ведь тоже не все так сладко.

Впрочем, в России украинскую музыку по-прежнему любят, украинских поп-артистов ценят и горячо встречают. Они в разы круче, ярче, интереснее местных. Панайотов, Нюша и Темникова в финале отбора «Евровидения» – это, если сказать корректно, набор исполнителей, который отражает статичность процессов на российской поп-сцене. Вечный участник вокальных конкурсов и две певицы образца середины нулевых по всем показателям: песни, образы, клипы.

Аранжировки условным Quest Pistols Show или артистам лейбла Kruzheva Music могут делать ребята, которые по субботам играют минимал-техно в арт-центре Closer

Следуя расхожим стереотипам, можно сказать: просто мы талантливее и ближе к Европе. Но тут важно учесть один вот какой важный момент. В Украине сегодняшнего дня напрочь стерта граница между поп-музыкой и андеграундом, между клубной сценой и прямыми телеэфирами. Джамала делит сцену с future beats артистом Morphom, Катя Chilly исполняет в эфире «Голоса країни» нечто среднее между этно-драм-н-бейсом Oi Va Voi и последним альбомом Kid Loco. На куда более ретроградный «X-Фактор» в качестве special guest stars приходят англоязычные The Erised и ONUKA. А в премии Yuna побеждает Cepasa и группа The Hardkiss, которая утяжеляется с каждым новым релизом.

Копни глубже и поймешь, что аранжировки условным Quest Pistols Show или артистам лейбла Kruzheva Music могут делать ребята, которые по субботам играют минимал-техно в киевском арт-центре Closer. Там же под их сеты танцуют хореографы, дизайнеры и стилисты, по будням работающие во благо локальной шоубиз-машины. Это здоровая, правильная синергия. Так устроена британская, американская музыкальные индустрии – лучшие в мире.

Российская же сцена устроена иначе. На федеральные каналы, крупнейшие радиостанции «молодая кровь» приходит лишь формально. Это просто молодые (по паспорту) артисты, которые действуют по давно придуманным правилам и традициям шоубиза и даже не пытаются их изменить. Никто просто не даст этого сделать.

Андеграунд мощный, многообразный, растущий качественно. Но он где-то там, за горизонтом. В паблике «Родной Звук» и на фестивале Bosco Fresh Fest. Многим артистам с возрастом становится тесно в этой песочнице, а деваться дальше некуда. На ТВ и на радио их материал не возьмут.

Между тем, тесно становится и в Украине. Запуск нового качественно проекта в нише поп-инди-электроника сегодня обойдется минимум в $20 000, а с концертами по $1-2 000 по 5-7 городам страны отбивать их придется довольно долго. Область защиты авторских прав, паблишинг, стриминги – эти сферы тоже все еще далеки от идеала. Получить оттуда дополнительные средства на развитие – почти подвиг и большая удача.

Что делать дальше, пока не совсем понятно. Ответ здесь может быть лишь философский: жить сегодняшним днем. В конце концов, это ли не чудо?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Саша Вареница

  • Как не крути, это большой старт украинской музыки. И на вопрос «Что делать дальше» ответ простой. Ни чего. Слушать, вникать, получать удовольствие. Со временем все устаканится. Музыкальный рынок отфильтруется. Лучшие пойдут наверх. Остальные закроют незаполненные ниши разных уровней. Кто-то останется в пабах, кто-то свернет свою деятельность, кто-то укатить за бугор. При любых раскладах это позитивно скажется на музыкальной индустрии украинского шоубиза.

    • Ярослав

      абсюлютно согласен) расслабиться и получать удовольствие

  • Andriy Makukha

    Теж помічаю, що шоу-біз в Україні — на нереально високому рівні, особливо на контрасті з економікою. Стільки крутезних артистів, але для них крім Києва практично ніде виступати: просто коли середня зарплата в Україні $150, то ні люди не цікавляться музикою, ні музика не заробить на квитках по 50 грн…

  • Исаак Перцель

    «Вопрос ставится ребром: Европа к нам так и не пришла, наши вокальные старания на английском (слушай каждый второй релиз 2014-2015) никто не оценил.»

    Ахаха, да потому что это все собачья ссанина. В мире вызывают интерес совсем другие украинские группы. Например, самая продаваемая в мире украинская группа — это Drudkh — продано дисков больше всех остальных исполнителей вместе взятых. А вы же даже не знаете, кто это.

    • Yevgeny Zhytnyuk

      Это было 5+ лет назад. Вот пример из artist’s console Спотифая, вторая группа проснулась год назад, зарелизила один клип и ЕР, ну и все, гудбай друдх. В других сервисах кроме спотифая графики приблизительно такие же. Самая продаваемая на данный момент украинская музыка в мире– Stoned Jesus и Jinjer. Обе кроме понятного пика в пару недель продаются лучше чем, скажем Jamala. https://uploads.disquscdn.com/images/be5ec028441de2e1b4b8f9c32094d9b631c9618e17c10d8b63e96d2f599ea485.png

      • Yevgeny Zhytnyuk

        Но да, Drudkh + NM + плюс еще пару имен того же эшелона как и прежде продаются сильнее чем все указанные в статье имена вместе взятые. Индустрия у них ;))

        • Исаак Перцель

          Есть одна разница между Jinjer и, скажем, NM. Jinjer заплатили Napalm’у за издание, а NM (и вообще уважающие себя люди), получают гонорары от лейблов.

          • Vlad Lyashenko

            зачем гнать такую пургу?))) Джинджер сейчас самая продаваемая группа на Напалме. Кому кто заплатил??))

          • Исаак Перцель

            Кто Вам такую глупость сказал?

          • Mzp

            1-е — более продаваемые на NR, чем Moonspell, Cavalera Conspiracy и легендарные W.A.S.P.?
            2-e — откуда данные? Лейбл предоставляет сравнительную статистику по всем своим группам, отчитываясь перед одной конкретной командой?

          • Yevgeny Zhytnyuk

            > Jinjer заплатили

            ыыыыыыыыы

            ну вот так и живем, наверное, потому что сделаешь хуево — будут хейтить, сделаешь заебись — все равно будут хейтить

  • Ярослав

    Актуальная тема.
    Я скажу что делать — радиостанций у нас очень много,и слушает их по-прежнему достаточно большое количество людей. Я не обладаю статистикой, но можно сказать, что миллионы. Из стоящего — Аристоткраты, и еще может быть несколько, у которых есть рубрики, в которых крутят молодое украинское.
    Зато стабильно мы до сих пор слушаем в такси из радио Scorpions, и прочую классику «того» времени. Уберите этот позор из эфиров, крутите новое. Уверен, любителей Scorpions от этого меньше не станет. Но все боятся, оттока аудитории, например. Лучше по-старинке. Годами крутится один и тот же хлам.
    Сделать на каждой радиостанции редактора, ответственного за поиск нового молодого и качественного. Делать-то по сути не так уж и много надо — подписаться на пару десятков адекватных музыкальных сми. Для любителей «ретро» выделить час в сутки.
    То же самое с музыкальными телеканалами.
    Конечно, можно сказать что сейчас много решают соц. сети. Но тв и радио — это до сих пор многомиллионная аудитория.

    Если будут крутить молодых, свежих по радио и тв — аудитории всем хватит.

    • Shelby GT500

      Так може тому і слухають Scorpions чи щось подібне, що немає саме нормального року? Hardkiss, O.Torvald чи Vivienne Mort — це м»яко кажучи не рок…

      Ті хто слухає Scorpions чи Metallica, не будуть слухати більшість нових груп, бо вони не в тому стилі грають. Ну блін, фанатам хард, хеві чи блек не потрібні інді і електроніка. Якщо я 10 років тому в універі не слухав інді, то і зараз не слухатиму. Дайте молодий рок, метал, хардкор — і я з радістю їх слухатиму. Справа не в віці виконавців, а в музикальних стилях.

      І да, позор -це коли в таксі крутять Круга і Лєсапавал, а Scorpions в таксі — ще дуже достойно) І Scorpions в Києві на концерті збирають народу більше, ніж всі ці молоді недорок-гурти разом узяті.Ось вам і статистика.

      • Vlad Lyashenko

        тоді можливо вам сюди: http://radiosubmarina.com/

      • Interzeroid

        Весь нюанс в тому, що тут про важку сцену тут навряд будуть розповідати. Україна є однією із дуже сильних країн по кількості якісного блек металу. Але навряд ви про це десь почуєте. Бо вони поза зоною українського шоу бізнеса.

      • Ярослав

        Может нормальный рок есть, но вы о нем просто не знаете?
        Вы сами в другом комментарии упоминали Stoned Jesus. еще есть как минимум Sinoptik и Fontaliza. Это из тех названий, которые более-менее на слуху. Чем они недо-рок?
        Если немного напрячься, можно еще десяток-другой отличных, но гораздо менее известных банд назвать.

        «Ті хто слухає Scorpions чи Metallica, не будуть слухати більшість нових груп, бо вони не в тому стилі грають.» Тi, хто слухає ці гурти, напевно мають повну дискографию. Якщо ці люди будуть чути нове і якісне — вони будуть поширювати своє коло музичних інтересів. Або ж ні, вони можуть до самої смерті слухати Metallica. Але вони повинні мати можливість цей вибір зробити, а їм по радіо що? улюблені старики.

        • Shelby GT500

          1. По Радіо Рокс, наприклад, крутять і Sinoptik, і Stoned Jesus. Так, достойні групи, іноді слухаю. А решта радіостанцій взагалі рок мало крутять — пофіг старий чи новий. А класика завжди залишатиметься класикою. Бітлз, Пінк Флойд і Скорпіонс будуть слухати так само, як Вагнера чи Бетховена.

          2. Треба враховувати цільову аудиторію. ФМ-радіо багато слухають в машинах, а у нас так склалося, що більшість автомобілістів — люди віком від 30 років. Відповідно і музичні смаки у них давно сформовано. Інтернет-радіо, навпаки, має аудиторію до 30 років.

          3. Справа не в тому, стара музика чи ні. Справа ще й у майстерності. Ну от не знаю я із якісних молодих виконавців вокалістів з голосом Фреді Меркюрі чи того ж Майне зі Scorpions, у них немає гітарних соло рівня Хеммета з Metallica чи Слеша Gun’s’n’Roses, філософських текстів рівня Пінк Флойд.
          Може я сильно перебірливий, але за останні 10 років мене з українських груп «зацепили» тільки дві — Тінь Сонця і Sunrise. Їх крутять дуже мало на радіо. Оторвальд з їхньою пісньою про Уй — взагалі позор. Ну от не бачу я гуртів, які через 10-20 років стануть українською класикою, як ОЕ, ВВ чи Плач Єремії. Вакарчука зі Скрипкою у молодості теж мало крутили на радіо, але їм це не заважало.

          • Ярослав

            Таких как Фредди Меркьюри рождается один на много лет, с ним вообще никого сравнивать нельзя.

            Суть всей моей писанины в том заключается исключительно в том, что музыкантам нужно давать возможность быть услышанными. Станут они великими или нет — это потом видно будет.

    • Pavel Kolodiy

      Ви так розмірковуєте ніби то Радіо та ТБ належать Державі, яка має чіткий план розвитку національної культури! Ринок та його закони рухають «культурою» а точніше «помоями» від неї. За гроші і тільки…

      • Ярослав

        Держава, нажаль, лише заважає. Закон про 25% українськомовної музики в ефірі — це позор.
        Це я вам кажу, як російськомовний музикант з Харкова, який не має великого бажання їхати в Росію.
        Чому б не сформулювати цей закон якось так «мінімум 50% музики в ефірах повинно бути музикою, створеною в Україні»?

        А більшість радіо та тв звісно не державні. Та володіють ними люди старої школи. Вони не здатні слудкувати за ринком, звикли працювати за правилами, де треба було платити за ротацію і т.д. Це зламається, але з часом.

        • Дмитро Княжич

          Бо не всяка музика, створена в Україні, є українською музикою. Потап-і-Настя-Камєнскіх, ВІА Гра — це теж українська музика, як що. І крутили її over дофіга.

    • Дмитрий Кушнир

      Назвать Scorpions позором — это, знаете ли, очень неосмотрительно.

      • Ярослав

        Scorpions — отличные дядьки. Позор — это крутить их 30 лет подряд, и не крутить молодые, современные, и тем более свои банды.

        • Дмитрий Кушнир

          Своих, конечно, поддерживать надо, но будем объективны: О.Торвальду и подобным до Скорпов, как мне до Луны на трёхколёсном велосипеде.

          • Ярослав

            Ну, знаете, Scorpions понадобилось почти 2 десятка лет, чтобы написать Still loving you и Wind of change.
            Главное отличие западной индустрии от нашей в том, что там намного большему количеству артистов предоставляется шанс. У нас группы годами бьются об стену и большинство сдаётся.
            ОТорвальд только последние пару лет быстро пошел вверх. 3, 5 лет назад мы вообще вряд ли могли бы назвать хоть пару адекватных молодых команд.
            Теперь их действительно много, стало заметно что окно приоткрывается и у нас есть много хорошей музыки (я не только о роке). И это только верхушка айсберга.
            Поэтому посыл данной статьи мне не совсем понятен. Это сродни страху перед развалом совка. Наша музыкальная система претерпевает серьезные изменения и это прекрасно.
            И единственным способом, как можно помочь всем этим музыкантам — ротировать их на радио и тв. Да, в ущерб классике. Но другого варианта нет.

  • Alexis Snitsarenko

    Про це вже два роки тому навіть пісня написана http://karliki.com.ua/songs/talanoviti

  • Юра Якимчук

    Назовите-ка мне пяток другой джаз бендов… Сложно, да? Упрощаем, назовите пять популярных металл групп, легче не стало? 🙂 Цитата: «Напрочь стерта граница между поп-музыкой и андеграундом» — а это так в России было лет 10 назад, когда Звери называли рок-группой, а у нас теперь рок-группой называют О.Торвальдс.

    А послушать как было нечего, так и нет. Разве что уже совсем стариков (ВВ, ОЕ, и т.д.)

    • Shelby GT500

      Із нових:

      Тінь Сонця, Друже Музико — фолк-рок, Nokturnal Mortum — блек-метал, Stoned Jesus — стоунер/хард-рок Sunrise — павер-метал.
      Але у цій статті про рок — ні слова.

      • Дмитрий Кушнир

        >> Із нових: >> Nokturnal Mortum
        Посміхнувся )

        • Юра Якимчук

          Тінь Сонця теж з 2000 року грає, так що молодь вони хіба що на фоні ВВ 🙂

    • Ярослав

      Acoustic Quartet

  • Shelby GT500

    Стаття, як на мене неповна. Чомусь тему року/металу/альтернативи взагалі не зачепили. Тільки попса і «хіпстерська» музика. А молодих рок-гуртів різної направленості у нас теж вистачає. Чому б не згадати, наприклад, Stoned Jesus, які виграли Global Battle of the Bands?

    Ну і ще про гастролі. У Тернопіль, наприклад Guano Apes приїжджають, так що у регіонах теж непогані концерти бувають.

    • Ярослав

      GBOB виграли Sinoptik )

      • Shelby GT500

        Пардон, опечатався, 100%. А ще Тол 2 місце займав, але Тол щось взагалі не чути…

        • Alex Deadman

          це тому що Прозоров пішов з групи і ТОЛ припинив своє існування. Шукали нового вокаліста, але я перестав слідкувати за новинами десь рік чи більше тому.

  • Віталій Гаврилюк

    Українська музична індустрія як AliExpress, — дешевий шлак у гарній обгортці! Творчість безкоштовна — як прекрасно… але сумно. Нащо платити за якість , якщо можна взяти кількість. Ось і виходять на сцени виконавці з одним хітом , і гівняним звуком.
    Вони у нас є, і будуть — але після того, як почнуть себе і свою творчість цінити !
    І знаєте що — хай краще їдуть заробляти в Росію , Польщу, чи Америку, але не закопують ідею тут , у нас, — за безкоштовно! Бо ж ми так і не навчились платити.

  • Kirill Zaplotinskiy

    Как по мне, если сравнивать с западной фирмой, то в эстрадной музыке у нас в целом все очень печально (как и во всех странах пост-совка).

  • Aleksandr Lapko

    Ни слова про Грибы.

  • Pasha Babkin

    Статья написана не без кремлевской информационной войны против Украины . Отлично ,вата , хорошая попытка (статья про музыку ,вот нахрена пихать сюда политику «европа не сабирается принемать» вата.

  • Vladimir Vlg

    Когда в конце 80х я был на 4м курсе консерватории, моя преподаватель говорила то же самое: «Вот закончите учиться, Володя, и куда? Зачем стране столько пианистов?». Спасибо за нужную злободневную статью!

Подпишись на KARABAS.COM в Viber