Четыре взгляда на «Open the Dorn»

Журналисты Karabas Live – о третьем альбоме Ивана Дорна

14 апреля, когда вышел третий альбом Ивана Дорна «Open the Dorn», мы не смогли написать материал о нем, поскольку были под впечатлением от одного интервью артиста. Спустя несколько дней редакция Karabas Live нашла нужные слова, чтобы рассказать о музыке, из которой состоит эта работа Ивана.

Игорь Панасов, главный редактор:

«Open the Dorn» показывает, что Дорн не намерен ущемлять себя в свободе, на какие бы рынки он не стремился и на каком бы языке не пел. Дьявол в мелочах, и вот он: уже в стартовом треке Иван, не моргнув глазом, мешает английский текст с русским. Так легко, что даже не сразу замечаешь трюк. Для него нет барьеров, границ, нет ничего святого и неприкасаемого в музыке.

Пресловутая «Collaba» с ее шальным клипом оказалась настоящей обманкой. Во-первых, в альбомной версии она имеет еще целую дополнительную минуту джазовой коды. Во-вторых, ломкие ритмы и сумасбродство этой композиции презентуют лишь одну из сторон «Open the Dorn» — здесь хватает песен, под которые можно танцевать, не рискуя вывихнуть себе суставы или шею («African» или «Beverly» с ее исключительной гитарной партией, к примеру). Наверняка, Дорну было плевать на ожидания публики после выхода ударного сингла – и это безрассудство завораживает.

Тут есть неброские самоповторы – в «Preach» вокальная линия очень похожа на «Невоспитанного», например. Но соль, конечно, в другом – в способности «Дорнабанды» верить творческим духам безраздельно. Достаточно включить «Wasted», где невероятным образом смешаны джаз, фанк, прог-рок, хип-хоп и соул, чтобы решить – Дорн это ваше, или лучше проходить мимо.

Сложно представить, нужно ли это американцам. Иван слишком часто заходит на территорию «черных» стилей, а там легко вычисляют чужаков. Сложно понять, как такой материал будет смотреться на большой сцене – он похож, скорее, на клубный формат. С другой стороны, и «Randorn» выглядел не то чтобы музыкой для Дворца спорта, а вышло просто сногсшибательно.

8 из 10.

 

Мила Кравчук, заместитель главного редактора:

Я думаю, создатели «Open the Dorn» изначально рассматривали эту работу как провокацию. Как минимум, с приставкой «арт-». Получилось «как максимум», что для промо очень полезно.

В определения к альбому просятся «дерзкий» и «на кураже». В смешении стилей, в нагромождении ультрамодных битов и сэмплов присутствует музыкальная мысль: это чувствуется в умелой дозировке джазовых вставок в «Goodbye», задорной перекличке перкуссии и клавишных в «Preach», использовании ретро-синтезаторов в «YWFM».

Три кита «Open The Dorn»: разнообразная перкуссия, смачные духовые и дисторшн. Всего – от голоса до стиля в целом. Определить его сложно. Фанко-джаз? Лаунж-хоп? Соул-хаус? Все затейливо и нескучно, но есть проблема: для кого это все?

Если «Open The Dorn» найдет себя на зарубежном рынке – ок, порадуемся вместе. Для российского (не говоря об украинском) это слишком радикальный вызов (те же «Грибы» хотя бы понятно о чем поют). Хиты? Не смешите, их здесь нет. Подпевать сложно, танцевать – ну, попробуйте как-нибудь: на выбор предлагаются «Groovy Shit», «Beverly», «Preach» и (с большой натяжкой) «YWFM». «Such A Bad Surprise», как поет Иван в одноименном треке, традиционной калифорнийской песне «ни о чем».

«Open The Dorn» — неплохой feelgood-альбом для поколения космополитов, которые выросли в больших городах и измеряют мир величиной собственного эго. Стоит ли бояться конкуренции Кендрику Ламару – заокеанскому «ихнему всему», на место которого целится Дорн? Пока тот высмеивает Трампа, а Иван поет о проститутках – нет.

 

Юрий Береза, редактор:

Все, чего не было в украинской музыке до сегодня, общество штампует понятиями «прогресс» или «прорыв». Можно ли называть «Open The Dorn» такими словами? Да. Но не для нашей сцены. В трехлетний промежуток между «Randorn» и «OTD» появилось много групп и артистов, которые отметились экспериментами и необычным звучанием. Дорн в этом плане не новатор.

«OTD», скорее, прорыв для самого Дорна. Альбом-доказательство чего-то для самого себя. Как будто он снес все барьеры в своей голове. Достиг творческой свободы без границ. Здорово, когда музыкант может отпустить себя и избавиться от дамоклового меча «попсы» над собой. Это плюс. Но когда слушаешь «OTD», думаешь о том, что Дорн все же сомневается в том, что делает.

Это видно по документальному сериалу об альбоме. Первые пару эпизодов все идет задорно-экспериментально, но в третьем Саша Чемеров (The Gitas, «Димна Суміш») опускает Дорна с небес на землю. После этого весь проект превращается в сплошную рутину и тихое самосовершенствование. Это настроение передалось «OTD»: некоторые треки хочется проматывать из-за их зацикленности («Groovy Shit», «Beverly») или неопределенности («Goodbye», «OTD»).

Это не отменяет того, что пластинка получилась насыщенной и интересной. «Collaba» спустя время раскрывается с ключевым нервозным битом. «Wasted» — грубый, энергичный фанк с рок-н-рольной кульминацией. «African» — стереотипный в плане связки «название/звучание» трек, но качевый. «Such A Bad Surprise» и «Hardbeat» — самые запоминающиеся композиции «OTD». Первая – из-за духового сэмпла, вторая — из-за гитарного соло Сурена Томасяна.

Вряд ли «Open The Dorn» выиграет «Грэмми» или войдет в сводный чарт Billboard. Это скорее попытка сплавать на разведку в чужие воды. Засчитано.

 

Фил Пухарев, редактор:

Этот альбом нужен был прежде всего самому Ивану. Пацан захотел записать англоязычный релиз в США – пацан сделал. Он в третий раз ломает публику через колено, но теперь слишком напоминает непослушного ребенка, который убежал от родителей в LA только для того, чтобы ломать, а не строить. И слушатель тут вроде как ни при чем.

Не потому ли в «OTD» Дорн с миру по нитке собирает звуки, которые тянутся из клубка его личной фонотеки? Еще сильнее раскачивает танцпол «с разбитой головой хаус-битами» («OTD», «Groovy Shit», «Collaba»). Изгоняет дьявола из джунглей под рагамаффин («African»). Устраивает ретроманский шухер в криминальных кварталах («Beverly», «YWFM»). Самоуверенно дразнит лохматого пса по кличке Фанк («Such A Bad Surprise», «Trapped»), а он возьми да и сорвись с цепи («Wasted»).

Теперь Дорн – не просто «певец ртом» в категории альтернативной поп-музыки. Это сонграйтер западного образца с хорошим вкусом, уже не умышленно играющий против правил, а просто делающий то, что хочется. Но в возможность его продвижения в США верится слабо. Потому что в четвертом альбоме мы услышим хип-хоп, опять на русском. Дорн не будет упорно стучаться в заграничные двери, это для него слишком скучно. Он вышибет их и умчится в противоположную сторону.

Фото: Сергей Тимофеев

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Karabas Live

так мы подписываем материалы, которые пишем коллективно

Подпишись на Karabas Live в Telegram