Sleeping Bear: «В Украине пост-рок умер, так и не успев родиться»

Саша Пролетарский узнал у музыкантов одной из лучших пост-рок-групп Украины, куда они пропали на два года и почему их издают в Германии

Sleeping Bear играют с 2011-го. Первый альбом выпустили в апреле 2014-го. В его поддержку отыграли ряд концертов, в том числе на польском Asymmetry Festival во Вроцлаве. А затем, вместо того чтобы развивать свой успех, неожиданно замолчали.

Вернулись только зимой 2017 года — с новым синглом «Emerged», а в марте сыграли свой первый концерт с новым барабанщиком Вадимом Сильверстовым из группы The Smokingroom. Дело было в Одессе, в лютеранском кафедральном соборе Святого Павла. Sleeping Bear звучали так, будто не было никаких пауз. В мае у команды случилось еще одно событие – в Германии на виниле вышел их мини-альбом «Parinae».

Саша Пролетарский поговорил с участниками группы Лешей Сакевичем, Женей Красновым и Артуром Стешенко об их прошлом, настоящем и будущем. Получилась история «о чем-то большем».

Sleeping Bear. Слева направо: Алексей Сакевич, Евгений Краснов, Вадим Сильверстов, Артур Стешенко

 

Вы вернулись после почти двух лет молчания с синглом «Emerged». Что делали все это время?

Женя: После поездки на Asymmetry Festival мы должны были держать планку и двигаться дальше. Это был серьезный толчок для группы, который должен был вывести нас  на новый уровень, открывал новые двери. Но жизнь и определенные обстоятельства не всегда позволяют воплощать все свои мечты и планы в реальность. Все мы взрослеем, появляются семьи, работа занимает все больше времени, и все меньше его остается для творчества.

Каждый из нас осознает тот факт, что в нашей стране не заработаешь на жизнь, играя непопулярную музыку. А вкладывать в творчество приходится немало – репетиции, запись материала, покупка новых инструментов. Хочется уделять любимым занятиям гораздо больше времени, но последние два года у нас с этим возникали большие трудности.

Каждый из нас вложил в проект много усилий и частичку себя, поэтому никто не хотел ставить точку в этой истории. В то же время мы все эти два года находились в творческой коме. Находясь в одном городе, собирались на репетиции раз в 1-2 месяца. Мы полностью вылетели из концертной деятельности, так как не могли гарантировать организаторам нашего 100% участия. Такими темпами реанимировать «медведя» было невозможно, даже не знаю, как мы продержались все это время вместе.

Что с новым материалом? Он будет накапливаться стремительно или снова все будет не спеша?

Женя: Сейчас сложно говорить о каких-то сроках. С приходом нового барабанщика у нас появилась возможность чаще собираться. За два года, пока группа находилась в замороженном состоянии, все мы откатились обратно на пару ступеней и в индивидуальном плане, и как единое целое. Я говорю о технике, уровне сыгранности и множестве других параметров, по которым мы сейчас стараемся как можно быстрее подтянуться до прежнего уровня.

Думаю, когда в новом составе мы вернемся к тому уровню, на котором все остановилось два года назад, можно будет говорить о работе над новым материалом. Помимо вышедшего недавно сингла у нас в запасе много идей. Мы не знаем, когда и в каком формате это будет выходить. Время покажет.

Как думаете, интересен ли сегодня пост-рок Украине? Какова его ниша и слушатель?

Женя: Если смотреть на вопрос глобально и сравнивать с западной сценой, то можно сказать, что в Украине пост-рок умер, так и не успев родиться. Если анализировать ситуацию внутри страны, можно сказать, что за все годы, что мы варимся в этом котелке, никаких перемен в плане популяризации направления и расширения круга слушателей не произошло. Это по-прежнему андеграундная тусовка с ограниченным кругом слушателей и групп: все знают друг друга, на концертах часто одни и те же люди в зале.

Не знаю, хорошо это или плохо. Могу лишь сказать, что играть для публики, которая знакома с твоим творчеством, всегда приятнее, чем для людей, которые попали на концерт случайно или из любопытства. Отдача от зала – то, ради чего хочется выходить на сцену снова и снова. То, что приносит настоящий кайф. Это одна из причин, по которым мы все еще продолжаем заниматься музыкой.

Леша: Пост-рок сейчас разве что ленивый не пинает ногой. Сегодня его играть не модно, но нас это не волнует: когда мы собирались в 2011 году, вряд ли кто-то из нас гнался за модой, трендами и актуальностью. Мы собирались просто играть и заниматься самовыражением посредством музики. Таков результат нашей деятельности на сегодня. Лично я ни о чем не жалею.

Лайн-ап фестиваля в Германии уже был сформирован. Тем не менее, одному из его организаторов так понравилась наша музыка, что он предложил издать ее

С годами я тоже охладел к жанру. Не вспомню сходу, когда я слушал последний новый пост-роковый релиз – года три назад или четыре? Но это просто означает, что я буду стараться привносить в наше творчество новые идеи. В этом, кстати, поможет и Вадим, наш новый барабанщик, который до этого работал в других жанрах.

Разговоры о кончине жанра, по-моему, преувеличены. В Европе и Америке сцена живет себе размеренной жизнью, в последний год даже всплеск какой-то наметился. В Украине же все просто – это не музыка больших фестивалей, а музыка маленьких закрытых площадок, поэтому она не массовая. Преимущественно одни и те же организаторы, плюс-минус одна и та же публика. Меня очень радует, когда удается поиграть для большого количества людей, как это было в Одессе в соборе.


Как приход Вадима повлиял на Sleeping Bear?

Женя: На данном этапе самое важное, на что повлиял приход нового барабанщика – это возвращение коллектива к активной деятельности. Теперь мы можем посвящать музыке гораздо больше времени. Кроме этого, новый человек – это всегда новые идеи и взгляды.

11 мая на DIY-лейбле Narshardaa Records у вас вышла виниловая пластинка «Parinae» 2015 года.  Лейбл из немецкого Киля. Как все срослось?

Леша: Совершенно случайно. Некоторое время назад я отправил несколько имейлов европейским организаторам фестивалей. Ребята из Германии были одними из первых, кто мне ответил. У них проходит ежегодный Kiel Explode Festival, но, к сожалению, на момент моего письма лайн-ап уже был сформирован полностью. Тем не менее, одному из организаторов так понравилась наша музыка, что он предложил издать ее. Оказалось, у него есть свой лейбл Narshardaa Records, где в свое время выходили серьезные представители жанра, такие как Toundra, Arktika и прочие. Лейбл, как и фестиваль, полностью DIY-ные, что вполне соответствует нашему духу. Мы оперативно подсуетились с дизайном пластинки и артворком. Радует, что лейбл не стал тянуть кота за хвост, в отличие от других издателей, с которыми ждешь релиза едва ли не годы.

Тяжело существовать в Украине, когда не удается заработать музыкой и адекватно преподнести свой материал?

Леша: Таким, как мы – практически нереально зарабатывать только творчеством. Насчет музыкантов других направлений возможны варианты – там каждый случай индивидуален, и все они на слуху. У нас же в качестве основного источника дохода – наши работы, а занятия музыкой —  приятные эмоциональные бонусы. Приятно, конечно, когда эти бонусы не только эмоциональные, но и финансовые, но такое случается редко. Это о концертах, конечно же. Продажи дисков и цифровой музыки – да, нас поддерживают фаны пост-рока из разных стран. Но о достаточном для проживания заработке речь не идет.

Артур: Нам комфортно. Для нас это хобби, мы все работаем, а в свободное время собираемся вместе. Заработать на пост-роке в Украине невозможно, да и цели такой нет. Музыка у меня забирает все свободное время и все свободные деньги, но я не жалуюсь. Чтобы адекватно преподнести свой материал, недостаточно удобной сцены, хорошего аппарата и правильного звукорежиссера. Нужен еще зал и фидбек. Для меня главное слушатель, даже если я знаю, что в забитом зале он один такой – наш.

Леша, у тебя еще есть проект Endless Melancholy, который пока существует в виртуальном пространстве. Ждать концертов, релизы?

Леша: Endless Melancholy развивается, если можно так выразиться, стохастически (случайно; от греческого στοχαστικός — «умеющий угадывать» — ред.). Идеи и планы то возникают, то исчезают, сложно что-то предсказать. То же можно  сказать и по поводу выступлений. Я сознательно их не ищу, но как-то так получается, что иногда появляется возможность и ты понимаешь – да, это будет уместно в этот момент и в этом пространстве. Сейчас три-четыре концерта на разных стадиях договоренностей, то есть, выступления в этом году будут. Новый материал, думаю, тоже будет скоро.

Вы думаете над продвижением своего материала в европейское пространство в форме концертов? Как это будет, если будет?

Леша: Конечно, мы не против периодически играть в Европе. Более того, мы к этому определенным образом стремимся. Почему «определенным образом»? Потому что лично я, например, не готов пропадать в турах длительное время. Вопрос приоритетов, времени и финансовых возможностей. Поэтому мы таких вариантов для группы сознательно не ищем.

На данном этапе наша опция – постараться поиграть на различных тематических и разноплановых фестивалях, над чем мы активно и работаем. На 2017-й год состав большинства фестивалей уже сформирован, многие отвечают «да, нравится музыка, но мест в лайн-апе нет». Здесь уже многое зависит не только от нашей настойчивости, но и от случайности, как было в случае с изданием на виниле. Написать в нужное время нужному человеку.

Артур: Мы все время об этом думаем. Общаемся с организаторами фестивалей, ведем постоянные переговоры. Было даже предложение о мини-туре, но для нас в ближайшее время это маловероятно. Особенно активны страны Прибалтики – в этом году мы банально не успели подать заявки на два крупных фестиваля там. Но если какая-нибудь из команд не сможет играть, мы можем занять их место. Сейчас обсуждаем концерты на 2018 год, но надеемся и в этом году поиграть в Европе.

Фото: Саша Пролетарский

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Саша Пролетарский

музыкальный критик и фотограф из Одессы, автор проекта artmageddon.net

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест