Лед и пламя. Как Pianoбой зажигал в Луцке

Редактор Karabas Live Юрий Береза побывал на непростом для группы Дмитрия Шурова концерте в Луцке

Автобусный вокзал в Луцке встретил меня стайкой чумазых попрошаек. Один из них дергал меня за штаны и обещал прочитать рэп, если дам ему гривну. Читка оказалась посредственной, денег малец не получил. Только рекомендацию работать над собой.

Развлекательный центр «Промінь» находится в полутора километрах от автовокзала. Комплекс соорудили на месте советского киноконцертного зала с таким же названием. Теперь там не только показывают кино, но и развлекают детей, кормят. Для Луцка модернизация «Проміня» — большое событие, поскольку город получил вменяемую площадку для концертов.

600 с небольшим мест, балкон и партер горочкой. Концерт-холл, совмещенный с кинотеатром. Я сижу на предпоследнем ряду посередине, смотрю на саундчек Pianoбой. Группа уже успела погулять в районе Луцкого замка и теперь пытается настроить аппаратуру. День явно не самый удачный для этого — то ли магнитные бури, то ли в пульт звукорежиссера вселился злой дух. «Пианино в мониторах сегодня звучит, как говно. Это факт», — горько признает Дмитрий Шуров. Он уже выпил не одну чашку чая. Чуть позже он скажет, что от его голоса почти ничего не осталось, а на следующий день в Facebook ему будут искать фониатра в Киеве.

Позади музыкантов — конструкция высотой в три этажа, выставленная полукругом. На ней — разной крутости лучи, прожекторы и софиты. Парень с iPad ходит по залу, проверяя настройки и так, и эдак. С освещением все в порядке, в отличие от звука. Голос Шурова в микрофоне звенит, как гайки в банке из-под кофе. Звукачи пытаются решить проблему заменой мониторов. Не помогло. «Это было очень полезно», — иронизирует Дмитрий.

Что оказалось действительно полезным — новые пресеты. Музыканты быстро отчекались и спустились в гримерку. Иду за ними. Вытянутое пространство, белый цвет, яркий свет, рядом отдельная комната. Все готовятся к концерту. Я здороваюсь с Димой. «Я случайно вас раньше не видел?» — спрашивает он. «Вы четыре года назад в баре «Liverpool» в Донецке выступали, я на пресс-конференции был», — говорю я. «О, в этот день Революция началась», — ответил Шуров. Поговорили немного про новый альбом St. Vincent. Сошлись на том, что первая половина получилась супер, а вторая подкачала. Я оставил его готовиться к шоу.

Возвращаюсь в общую комнату — там Оля, сестра Димы, которая играет в группе на гитаре, клавишных и ксилофоне. Люблю наблюдать за поведением музыкантов вне сцены. Это лучший способ разбить стереотипы вроде того, что они бывают капризными и заносчивыми. За дверью наигрывает мелодию флейтист Сергей Вилка. Остальная группа клянет его на чем свет стоит. Такое впечатление, что сейчас будет концерт не Pianoбой, а Jethro Tull.

Знакомимся с барабанщиком Григорием Олейником. Первый концерт тура «На вершине» в Белой Церкви он сыграл сразу после того, как ему сняли гипс. До и после выступлений он руку еще подвязывал. Фильм «Одержимость» по-украински, не иначе. Кто лакирует волосы, кто надевает сценический костюм. Все переговариваются между собой, шутят, немножко выпивают.

Я из-за кулис выхожу за две минуты до старта и занимаю в зале точку поудобнее, чтобы рассмотреть все и всех. Включается «Lose Yourself» Эминема, гаснет свет. Выходят музыканты. Следом за ними, с традиционным бокалом вина, Шуров. Первой звучат «Родимки».

Последний раз на сольном выступлении Pianoбой я был в начале прошлого года. Захватил часть на ZaxidFest в августе, однако этого не хватило, чтобы разглядеть коренные изменения в сценической подаче. Такие долгие перерывы полезны для того, чтобы видеть не только то, как развивается не только образ конкретного музыканта, но и в какую сторону шагает концертная индустрия.

Первые выступления Pianoбой, на которых я был, могли похвастаться атмосферой, хоровыми распевами и хорошими песнями, но визуально это были только люди и инструменты. Со временем добавился задник с картинками и клипами. Это разгрузило Шурова, сделало его свободнее в поведении. На фестивалях добавились конфетти и пиротехника. Нынешний тур — это уже гастроли большого артиста, который может предложить публике смотреть не только на себя, но и на то, что происходит вокруг. Световое шоу, больше музыкантов в группе, камерный оркестр, который придает определенным композициям остроты и драматизма.

По всей видимости, световое представление настолько поразило лучан, что они сидели будто прибитые к креслам. Как в консерватории на «Stabat Mater» Перголези в двенадцати частях. При этом группа «валила» обстоятельно с самых «Родимок». Особенно на проигрыше, где Оля поет «ти моє сонце». Ее голос стал еще четче, увереннее, чем раньше. Он с легкостью прорывается через вихри аранжировки и выделяется. Но реакция — чуть более, чем вежливые аплодисменты.

В зале — разная публика: от семей с детьми до подростков, одиноких людей и напомаженных дам. Кто-то знал Шурова еще с нулевых, кто-то открыл его недавно, включив «Х-Фактор» на СТБ. Четкая закономерность — задние ряды с балконом танцуют и поют, а передние сидят в заморозке. Фанаты на галерке, а люди в нескольких метрах от сцены травят артисту душу своей безучастностью. Печальный закон сидячих залов.

Pianoбой изменился не только в масштабе, но и в подборе материала для живых выступлений. Новые песни вроде «Підручника» и «Полуничного Неба» логично вытеснили не только некоторые старые, но и «социальный блок» из альбома «Не прекращай мечтать». Из песен, которые озлоблены на сегодняшний день, осталась только «Все врут». «Вітчизну» такой назвать не поворачивается язык. Она все же о другом.

Постоянно быть недовольным — утомительно. Pianoбой дает слушателям энергию, понятную и близкую им. Любовь и осязаемое счастье. Почему бы и нет? Судя по сетлистам, сейчас философия у группы именно такая. Но в Луцке рецепт не сработал. Аудитория оказалась крайне тяжелой на подъем «на вершину». Раскачка произошла на «Ведьме» — Шуров попросил женщин подойти к сцене. Побежали все — и стар, и млад. Началось движение. Так было легче заканчивать концерт.

Подходят две барышни с букетами роз. Дима сползает со сцены и фотографируется с ними. Дамы подшофе, что-то шепчут ему на ухо. Его глаза округляются, он возвращается на сцену и бормочет в микрофон что-то вроде «и такое бывает». Следом идет маленькая девочка и неуверенно протягивает Диме шоколадку. Неприятный момент сглажен.

Основную часть программы закрывает «На вершині». Ее продюсировал Роман Черенов, он же Morphom, но в живом исполнении она мне нравится больше — из-за молотящих ударных и простой, небрежной, но пробирающей гитарной партии. Но и на нее реакция оказалась в разы слабее, чем я ожидал. Как будто пушка стреляет в упор, но люди остаются невредимыми. На бис — «Вітчизна», «Мені так добре», «Простые вещи». В финале — «Хромосома», умилительная в акустике. Песня, которая расколола луцкую скорлупу, но слишком поздно.

Люди со значками «Piano Family», которые им подарили на входе, стройными рядам расходятся. Я возвращаюсь в гримерку. Все собираются. Выжатые, как лимоны. После такой негласной борьбы с публикой — неудивительно. Дни бывают разные — сегодня все супер, а завтра что-то идет не так. Шуров об этом знает и не унывает. Мы грузимся в автобус и возвращаемся обратно в Киев.

Мне не спится, сквозь новый альбом King Krule в наушниках слышу чье-то посапывание. Чувствую себя героем облегченной версии фильма «Почти знаменит» Кэмерона Кроу, в котором пацан катался в туровом автобусе с прототипом Led Zeppelin.

Это уже второе сравнение с кинематографом в статье, да и Шуров несколько раз по ходу концерта говорил зрителям что-то вроде «мы играем в кинозале, так что представьте: вы — герои фильма». Есть в этом какой-то символизм. Актеры в зале в эпизоде с Луцком подкачали, но режиссура и главный герой исправили положение, закончив все на самом интересном месте. В сериальном мире это называется клиффхэнгер — когда сюжетная линия обрывается, а интрига остается. Следующий эпизод сериала о человеке, который идет на вершину, увидит Харьков 26 октября. Главный герой очень ждет встречи. Он мне сам в этом признался.

Фото — Надя Белик

Pianoбой выступит 26 октября в Харькове , 27 октября в Днепре , 2 ноября в Николаеве, 4 ноября в Виннице, 9 ноября в Кривом Роге, 10 ноября в Черкассах, 24 ноября в Херсоне, 30 ноября в Запорожье, 1 ноября в Кропивницком и  7 декабря в Киеве.

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Юрий Береза

Редактор разделов «Новости» и «Подборки»

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест