Оля Диброва: «Я учусь писать песни, которые собирают миллионы просмотров»

Экс-солистка группы DVOE рассказал Karabas Live о причинах распада проекта, проблемах украинской инди-сцены и своих новых песнях

В конце 2016 года казалось, что у дуэта DVOE все хорошо. В ноябре вышел мини-альбом «Suite», в декабре в киевском клубе Atlas было презентовано шоу «LIVE 360°». Альбом стал одной из лучших работ года в украинской танцевальной музыке. Концерт 4 декабря – одной из самых ярких и отчаянных попыток отечественной инди-сцены прыгнуть выше головы. При очевидно слабой концепции перфоманса, не было никаких вопросов к свету, звуку и самоотдаче Оли Дибровой и Артема Угодникова.

Чувствовалось желание DVOE идти по восходящей и искать способы реализации энергии. Уж этого в их выступлениях всегда было с избытком. «Человек-паук за барабанами и девушка, которая поет, танцует и крутит ручки синтезаторов», — говорит Оля, вспоминая себя и Артема на сцене. В практически пустой нише танцевальных проектов на инди-сцене DVOE смотрелись самым стильным и изящным феноменом. И их динамика выглядела как осмысленное движение вперед.

Но нет. В конце февраля стало известно о том, что Оля Диброва ушла из DVOE. Это была кулуарная новость, которую никто не спешил придавать официальной огласке. Я написал Оле и попросил ее рассказать все, как есть. Я чувствовал, что история с распадом DVOE – это капля, в которой отражается океан проблем молодой украинской сцены. Диброва взяла паузу – и согласилась.

К моменту нашей встречи я видел, что этот разговор ей как артистке нужен не меньше, чем мне как журналисту. «Приеду исповедоваться», — пошутила Оля. Я благодарен ей за эту открытость. Чем больше таких прямых и откровенных слов будет сказано музыкантами, тем лучше для психического и прочего здоровья украинской сцены.

Я выхожу из розового мира одуванчиков и ромашек в реальность. И здесь, если ты не будешь в защитном жилете, то на тебе будут ездить, пока ты, прижав уши, мечтаешь о светлом будущем

Разговор стартовал с ее монолога: «Иногда мне кажется, что я живу в кино имени меня самой. Где я постоянно перехожу с уровня на уровень. Закончила музыкальную школу по классу фортепиано – уехала учиться в Одессу на теоретика. Отучилась – перепрыгнула в Киев в Глиэра на вокал. Потом пела в одной группе, второй, третьей…»

Напомни, что за группы?

Сначала фанк-рок группа «Проти ночі», потом Chillout, Gorchitza и, наконец, DVOE. Со временем я научилась вовремя включаться и не бояться шагнуть на следующую ступеньку. Вариться в одном и том же, это, конечно, комфортно. Студия, диванчик, все такое удобное, намощенное – класс! Но чудеса сами собой не случаются. Значит, порой надо что-то менять.

Со стороны казалось, что от релиза к релизу DVOE движутся к своему максимальному самовыражению. Была понятна перспектива.

А мне она не была понятна. Мне кажется, «Suite» провалилась. Ее никто не понял, она сильно замороченная. Я, может быть, раскрылась в ней как теоретик, но… Кому это надо? Людям нужны понятные хорошие песни, которые западают им в душу. А песни в «Suite» были слишком субъективными. Ту мач! С другой стороны, эта музыка помогает мне общаться с людьми. Я им говорю: послушайте «Suite» и вы поймете, как я страдаю, радуюсь, ненавижу и люблю. Просто бросаю ссылку на Souncloud. В этих песнях есть зерно, и мне за него не стыдно.

А если бы «Suite» восприняли и полюбили тысячи людей?

Было бы здорово. Тогда «LIVE 360°» был бы реализован сполна. Там ведь было все круто. По звуку, свету… Да и мы отработали хорошо. Но продали сто билетов. Лайв-видео на песню «Monologue» — 827 просмотров на youtube. Мне немного стыдно, когда смотрю на такие цифры, но я не парюсь. Потому что сейчас уже знаю, что нужно сделать, чтобы просмотров было 827 тысяч.

И что же?

Прежде всего, нужно больше денег. И не только для раскрутки, но и для накрутки. Многие так делают. Я, в силу характера, тоже накручиваю. Только не счетчик в Youtube, а себя. И это совершенно бесплатно (смеется).

А ты знаешь, как написать песню, которая без накруток соберет ну, к примеру, 2 миллиона просмотров?

Я сейчас этому учусь. Учусь воспринимать творчество как работу. Я отдаю себе отчет в том, что «Suite» не пошла потому, что там не было цепляющих моментов. Я могу сделать такую песню, которая застрянет у людей в голове. Но я не хочу делать откровенную конъюнктуру, это не прикольно. Нужно искать середину. Это то, чему меня учил Артем: не нужно крайностей, иди посередине. Дао дэ цзин. Излишняя эмоциональность бросала меня в крайности, но сейчас я перехожу в новый этап в жизни.

Что это за этап?

Переосмысление всего. Выход из розового мира одуванчиков и ромашек в реальность. И здесь, если ты не будешь в защитном жилете, то на тебе будут ездить все кому не лень, пока ты, прижав уши, просто мечтаешь о светлом будущем. Раньше я все делала с улыбкой на лице и с открытым сердцем. Теперь понимаю, что это не всегда уместно. Пусть это остается только для близких. Учусь не распыляться. Надо собирать ядро песни, упаковывать его и отдавать на концертах с таким напором, чтобы люди выходили из зала как после проповеди о любви.

Ты не один год провела в среде украинской инди-музыки. Как ты думаешь, есть какие-то внутренние тормоза, изъяны, которые мешают это музыкальной культуре быть более влиятельной в нашей стране? Я имею в виду и музыкантов, и менеджеров, и промоутеров.

Очень много двойных стандартов. Мне это кажется странным: аккомпанировать звезде советской эстрады в телевизоре, а потом приходить на студию и говорить: «Давай играть гараж и брейкбит». Странно наблюдать за тем, как инди-артисты в реальной жизни осуждают и высмеивают поп-индустрию, а потом вдруг радуются тому, что выступили на разогреве у главной поп-певицы страны. Хочется спросить: так чего же вы хотите? Блесток, славы? Или быть особенными и крутыми?

Много самообмана, связанного, в том числе, с английским языком. Я сама долго верила в то, что это поможет пробиться на Запад. Не получилось. Всегда вспоминаю The Hardkiss. Я не фанат их музыки, но их пример вызывает у меня искреннее восхищение. И я втихаря лайкаю их фоточки (смеется).

Что касается площадок и промоутеров… Мы вот на Новый год выступали в клубе Atlas и полный гонорар мне заплатили только 14 января. До этого я две недели жила на 500 грн. Я спрашивала у других артистов, которые выступали в ту ночь, заплатили им или нет. Некоторые ответили утвердительно. Выходит, внутри инди-сцены есть разделение на достойных нормального отношения и не достойных? Да идите вы все к черту!

Во всем этом много напыщенности, обмана и понтов. Инди-сцене нужно учить и знать базу. Тех, кто это понимает, становится все больше. Это радует.

Выходит, что-то меняется?

Гм-м-м… Скажу сейчас как обычный слушатель, меломан. Я не очень понимаю, что многие молодые исполнители делают в музыке. Они хотят, чтобы у них были красивые аватарки? Или они хотят посвятить себя искусству? Много имен и лиц, которые просто даже не харизматичны. Очень много очевидно деланных проектов. Берут человека, лепят из него что-то, лепят… А оно не лепится. Цели, амбиции…Все очень размыто.

Мой новый этап начался с четкого понимания, чего я хочу. Хочу написать песню, которая здесь и сейчас, в этом времени. Мода на 90-е – это, конечно, классно, но я живу в 2017-м.

А что классного в моде на 90-е?

То, что мы тогда были маленькими и не знаем, как было на самом деле (смеется). Я помню все эти мятые ветровки, леггинсы из синтетики кислотных цветов, пластиковые очки. Часто слышала про какое-то вожделенное «Х/Б». Позже я выяснила, что этими двумя буквами обозначают хлопчатобумажную ткань. В нашей семье некоторая одежда переходила из поколения в поколение. У меня в гардеробе висит бабушкина блуза из ГДР. Смогу ли я что-то передать своим внукам? Вряд ли. Футболки из ZARA выдерживают один сезон.

Разница в том, что в 90-х был дефицит, а сейчас всего в избытке. И неизвестно еще какому поколению повезло больше.

Мне кажется, мы достаточно разогрелись, чтобы поговорить о том, почему, собственно, распалась группа DVOE.

Я поняла, что мы движемся вниз и я в эту группу больше не верю. Это худшее, что может быть: ты не веришь в проект, в котором поешь. В своей нише мы сделали все. В 2015 году у нас было 35 концертов, мы выступили на всех главных фестивалях страны. После зимнего сольного концерта я много думала и поняла, что наше шоу «LIVE 360°» — это не запятая, а точка. В тот вечер я вышла на сцену, посмотрела вокруг – друзья и друзья друзей.

Не то?

Нет, не то. Проект DVOE – это было трио из Артема, менеджера и меня. У нас все получилось как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Менеджер мечтает о корпоративах, но не готов вкладывать серьезные деньги, барабанщик обожает брейкбит, а я пускаю слюни на концертные постановки и костюмы Джей Ло. Какое-то время нам удавалось держать это вместе, но потом я стала понимать, что все разваливается и уже исчерпало себя.

Меня успокаивали, говорили, что я эмоционально выгорела, надо перезагрузиться. А я понимала, что не могу показать Артему новые «демки». У меня стоит какой-то блок, я боюсь. Как считаете, это нормально?

По-моему, это никуда не годится. 

И я стала складывать песни «под стол». Мы как будто отработали все, что могли сделать вдвоем. И отработали хорошо! У нас были сумасшедшие по энергетике концерты! Это могут сказать все, кто был на них. Но… пришло время расходиться.

Я вспарывала коробку, доставала оттуда помидор с маминого огорода, ела его и думала: «Эй, девица из Херсонщины! Тебя такая земля взрастила! Что нос повесила? Бегом на студию!»

По-хорошему?

Драматично. Я пришла к такому решению после окончания очень непростого 2016 года. Работала как оголтелая. Практически каждый день была в студии, спорт, велосипед, но при этом мне едва хватало денег на съемную квартиру, метро и одежду. Я достала свои старые джинсы, размера на четыре больше, затянула их сзади проволокой и надевала длинные майки. Людям казалось, что у меня все хорошо. На деле я жила от передачи до передачи, которые получала от мамы. Бежала домой, вспарывала коробку, доставала оттуда помидор с маминого огорода, ела его и думала: «Эй, девица из Херсонщины! Тебя такая земля взрастила! Что нос повесила? Бегом на студию!»

И целый год в таком режиме. 2016-й я запомню навсегда и буду даже немного скучать по нему. Потому что это был период закалки и выстраивания фундамента личности. И вот как-то: «В студию надо зеркало. Я на сцене двигаюсь очень хаотично, надо заниматься танцами». Безуспешно просила полгода, пока писали «Suite».

Делала заметки на стенах. Ну нравилось мне вешать большие листы и записывать на них идеи. Обращаюсь к менеджеру: «У меня закончился ватман. Сможешь купить?». А в ответ снова слышу: «Оля, нет денег». И тогда я задумалась… Но рулон ватмана мне принес соучредитель Be Managеment Саша Вареница. Вы же понимаете, что все дело в мелочах?

Еще бы.

В последние месяцы я очень трезво оценивала уровень популярности группы DVOE. У нас после сольника в Atlas не было ни одного запроса. Вот так и вышло: входящего интереса нет, песни я пишу «под стол», а ватман мне приносит другой человек. Да, я могу в этом признаться: мой переход под крыло компании Be Management стоил 37 грн. 50 коп. Это цена тех десяти листов бумаги, купленных  в отделе канцелярских товаров.

Как именно ты ушла? Тихо? Громко?

Я поступила как типичная молодая женщина. Приехала 9 января на студию, забрала свои синтезаторы, книги, вещи. Ключ оставила на охране и написала ребятам сообщение, что я так больше не могу и ухожу. Мне не нужна была сцена прощания. Я говорила им раньше, что мне поступило предложение. Никто не воспринял это всерьез. Это же как в отношениях – если девушке кто-то другой дарит подарки, на это надо реагировать, если ты хочешь быть с ней в будущем.

Реакции не было, я приняла решение уходить. Понимая, что все равно останусь плохой из-за своего поступка. Но я искренне благодарна ребятам за все, что у нас было. Сейчас у меня начинается новый этап. Больше не хочу играть в инди-рейв-диву, я поп-артистка и по мне это видно. У меня с детства были блестящие костюмы, в которых я выступала на разных конкурсах. Это мое.

Что нового будет в тебе после DVOE?

Буду петь на русском языке. Почему на русском? Я родилась в Новой Каховке, училась в Одессе. Зайдите ко мне в Facebook – там полно моих стихов и все они на русском. С этим языком мне легко работать. И ничего не нужно отсылать другу в Майами на редактуру, как это было с английскими текстами. Есть пара песен на украинском языке, но я не уверена что пришло их время.

Блестящие костюмы, желание быть проще. Уверен, многие, кто тебя знает, подумают, что ты зазвездилась и «спопсилась».

Пусть думают. Хотя все друзья поддержали мой уход из DVOE. На самом деле, все просто: мне тяжело сидеть на одном месте, потому что у меня шило. Это оно вытолкнуло меня из маленького городка в Херсонской области и привело через Одессу в Киев. Мне, по сути, осталось сделать лишь один большой шаг к тому, чтобы реализоваться как артистке. Я готова его сделать. Я хочу, чтобы песни из моего альбома, который выйдет осенью, были понятны и нравились людям всех возрастов.

Рассказывай тогда, что у тебя за песни и в каком они на сегодня состоянии.

Ох! Их уже более десяти и они очень разные. Сейчас тестирую на знакомых, смотрю, цепляет их или нет. Там будут элементы диско, соула, хауса. Постоянно думаю о концепции альбома. Хочу, чтобы он максимально раскрывал мой эмоциональный диапазон, но, в то же время, был максимально целостным.

Кроме того, всегда есть дефицит красивых жизнеутверждающих песен. Кто их сегодня делает? Monatik. Молодец, класс! Он очень приятный человек и у него добрые глаза. Кстати, про глаза! Песня LOBODA «Твои глаза» так выстрелила именно потому, что «твои глаза, такие чистые как небо» — это ведь то, что люди хотят видеть всегда.

И тебе теперь хочется петь об этих простых вещах?

Конечно! Это то, что я знаю наверняка. Мы все – маленькие люди перед лицом вечности. Счастье скрыто в мелочах. В маминых помидорах, в свободном месте в маршрутке после хорошей тренировки. Я больше не хочу упаковывать простые истины в сложную обертку. При этом я, разумеется, никогда не смогу делать дебильное «тыц-тыц». Мне маме будет стыдно такое показывать.

Я сейчас скажу банальность. По-моему, ты рождена для сцены и тебя еще долго не попустит в этом смысле.

Это да. Я очень зависима от сцены. И не только потому, что денежка-концерт, а потому, что это самое сильное наслаждение, которое я получаю в жизни. Пока мы готовим альбом, я буду продолжать выступать – у меня есть часовая танцевальная программа с элементами постмодерна и театра одного актера. Она называется Dibrodance. Я люблю дискотеки, мне нравится смотреть, как люди танцуют и потеют. Премьера этой программы 8 апреля на Z-Games в Буковеле. Этот проект будет для меня чем-то вроде отдушины.

Но вернемся к теме. Если мне что-то дано, я хочу реализовать это по максимуму. Понимаю, что выбираю непростую дорогу, но вот Сергей Бубка, например…он же взял и прыгнул выше своей головы. И не один раз это сделал. Я верю, что терпение, труд и вера в свои силы могут привести на такие вершины, которые ты даже представить не можешь. Но очень важно, чтобы уму и сердцу было комфортно. Ну не приходят новые идеи, когда голова заполнена какой-то чепухой!

А насколько важно, чтобы рядом был любимый человек?

Очень важно. Можно долго говорить, что ты все сделаешь сама, но когда возвращаешься домой после рабочего дня и тебе не с кем поделиться впечатлениями и идеями… Разве что с котом. Это не то. Меня вот неделю не было в городе и я думала, что он по мне соскучится. Но ему все равно: сразу к миске, мол, корми меня.

Важно быть рядом с человеком, с которым вы на одной волне и смотрите в одну сторону. Хотя мне кажется, я понимаю, к чему вы сейчас ведете (улыбается).

Да, мне интересно, есть ли такой человек в твоей жизни.

Да. И этот человек верит в меня. Он очень жестко редактирует мои тексты. Говорит: «Оля, я знаю, что ты можешь лучше. Это чепуха. Иди работай». А потом: «Вот это уже оно. Молодец».

Я смотрю, ты, при всех своих порывах, уважаешь дисциплину.

Да, потому что это дает пресловутую золотую середину. В отношениях очень важно дополнять друг друга и я встретила человека, с которым у нас это получается. Плохой полицейский и веселая певица. Он у нее может научиться человечности и позитивному взгляду на жизнь. Она у него – быть уверенной в своем слове, отвечать за него и быть смелой. Например, иметь смелость говорить правду. Все равно она сильнее лжи.

Фото: Сергей Гречка. Благодарим за возможность съемки локацию Par Bar

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Ігор Панасов

Музичний оглядач Karabas LIVE

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест