Arcade Fire — «Everything Now»: не всё и не сейчас

Редактор Karabas Live Юрий Береза рассказывает, что не так с новым альбомом знаменитой группы из Монреаля

Вина Батлера, фронтмена Arcade Fire, с ног до головы охватило волнение за планету. Или за свое моральное здоровье. Если эпизод  шестилетней давности из его жизни стал основой альбома, то это либо исключительный случай, либо наступил глубокий творческий кризис. В «Everything Now» грань между этими двумя нюансами тонкая. Arcade Fire бросаются на амбразуру искусства. Мол, посмотрите как мы танцуем на грани между небом и землей.

О случае. Как-то Вин зашел в кафе съесть пирожок и услышал разговор двух женщин. Одна говорила другой, что за выходные запоем посмотрела все семь сезонов сериала «Клан Сопрано» и сетует: «Жаль, что так мало. Мне надо еще!» Вин от разговора ужаснулся, как Джанет Ли в «Психо». Люди бездумно потребляют информацию, ее становится слишком много, в потоке они не выделяют главного. Учитывая бурное развитие медиа и технологий, этот необузданный инфопоток способен убить здравый смысл.

Нещадная критика общества потребления — основной месседж «Everything Now». Группа очень старалась показать, насколько это плохо. «Основала» корпорацию «Everything Now». Запустила в продажу брендированные хлопья, водку и даже спиннеры. В альбоме повторила трюк предыдущего лонгплея «Reflektor», собрав все более-менее ходовые жанры в одну корзину. Правда, в этот раз уложились в 47 минут, а не в два диска. В общем, все стандартные маркетинговые ходы на образной грибовичской свалке.

Казалось бы, отличная идея. Но западные критики и часть фанатов ее не особо поняли и дружно пожурили Arcade Fire. Pitchfork обвиняет группу в стагнации звучания и невозможности донести свои мысли, которые хотят вырваться, да застревают в лупах аранжировок. Consequence Of Sound считают, что команда пошла на неизведанные земли без подготовки и все, что слышно на альбоме — сплошной дискомфорт. Защита пришла с востока. Александр Горбачев с сайта Meduza постарался оправдать идею «Everything Now» — и у великих групп бывают скромные альбомы.

Все плохо? Нет. «Everything Now» — нормальный альбом. Просто от Arcade Fire всегда ждешь большего. Когда получаешь лонгплей вроде бы с общим фундаментом, а на деле он звучит вразнобой, разочарование трудно скрыть. Группа позвала на подмогу Томаса Бангальте из Daft Punk, Стива Мэки из Pulp и Джеффа Барроу из Portishead, а в итоге слышно только одного Бангальте с его очевидной любовью к шведским танцующим королевам. Тоже часть концепции информационного шума? Возможно.

С хитами здесь все в порядке. «Everything Now» и «Put Your Money On Me» прозрачно передают привет АВВА, «Signs Of Life» — Джеймсу Мерфи из LCD Soundsystem, «Creature Comfort» — всему нью-вэйву и синти-попу в целом, а в «Electric Blue» — Дэвиду Боуи, человеку-пароходу, который за Arcade Fire топил в свое время.

А вот всему, что идет между хитами, явно недостает фантазии. Регги-вставки, заигрывания со ска, панком, а через мгновение — с кантри. Где-то на обочине — слезоточивое шестиминутное полотно «We Don’t Deserve Love», суть которого понятна из названия. Разнообразие — это круто, но оно не вклеивается в общую идею альбома. Пластинке остро не достает цельности, полировки и, как говорят в мире моды, элегантных решений.

Пугающие суицидальные мысли — «Девушки режут себя, смотрят в зеркало и ждут фидбэка» — соседствуют с удивительно примитивными, как для Arcade Fire, текстами о любви. Очередное порицание молодежи в «Signs Of Life» сменяется мантрой «Infinite content, infinite content, we’re infinitely content».

Им просто не хватило времени, чтобы сделать все по-человечески. Да, между «Reflektor» и «Everything Now» прошло четыре года, но за это время участники даже не смогли толком отдохнуть. То они были заняты фильмом «Reflektor Tapes», то Уилл Батлер (младший брат Вина — ред.) выпустит сольный альбом, то барабанщик Джереми Гара — какую-то эмбиентную чепуху. Идеи в подобных спартанских условиях рождаются мертвыми.

Я застал Arcade Fire на фестивале inMusic в Хорватии в июне. Синглы с «Everything Now» живьем звучат превосходно. Возможно, и другие треки в живом исполнении раскроются. На сцене группа максимально великолепна и чуточку безумна. Фанаты — раскрашенные, в глиттере и прикольных нарядах. Все песни, даже самые грустные, в такой атмосфере становятся воодушевляющими хоровыми гимнами. Два часа на сцене Arcade Fire молотят в инструменты и перемалывают толпу. Их концертные костюмы блестят от пота при свете софитов. Концерт идет по нарастающей, давая зрителю время на передышку. К финальной «Wake Up» ты уже готов прыгать и орать со всеми.

 

Глядя на это, я думал, что Arcade Fire могли бы стать еще одной любимой концертной группой в Украине. Давно доказано — для нашего зрителя масштаб прежде всего, и у канадцев он нешуточный. Достаточно посмотреть на их предыдущий тур в поддержку «Reflektor», где можно было ослепнуть от зеркальных декораций и великолепия. Но потом я вспомнил, насколько у нас неподъемная публика, когда ей предлагают что-то новое.

Кроме этого, у нас любят победы и готовы смешать с грязью за оплошность, не то что за поражение. «Everything Now» в дискографии Arcade Fire — тот самый косяк, за который иные могут и линчевать. Вин Батлер был прав — сейчас информацию утаить невозможно. Нам лучше подождать несколько лет до нового триумфа.

Комментарий Live Band

Алексей Бондаренко, главный редактор LiRoom

В обсуждении нового альбома Arcade Fire многие останавливаются на социальном контексте пластинки. Мол канадцы хотели раскритиковать общество и вообще современный мир, а получилось как-то вяло. Мне кажется, что в случае с Everything Now — это проблема второстепенной важности. Альбом просто-напросто звучит скучно. На Reflektor музыканты удивляли. Это была совершенно не стадионная музыка, которая выбралась на стадион. Одна из квинтэссенций инди того времени. В свою очередь Everything Now — это откат к эпохе диско и нью-вейва. Не даром все говорят про ABBA. Треки Everything Now и Put Your Money On me — это не стилизация (как у Tame Impala или Daft Punk), а практически копия поп-музыки 80-х. По-моему, это ужасно. Arcade Fire пытаются что-то сказать, а кажется будто напевают песни своей молодости и грустят по временам когда деревья были большими

Альбом «Everything Now» в продаже с 28 июля.

Фото: arcadefire.com, личный архив автора

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Юрий Береза

Редактор разделов «Новости» и «Подборки»

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест