Никита Юдин из Way Station: «Независимая музыка и индустрия – противоположные вещи»

Идеолог группы Way Station рассказал Karabas Live о пост-роке, любви к аудиокассетам и нежелании прогибаться под изменчивый мир

Киевляне Way Station из тех, кто упорно ворошит пласты звукового материала без привязки к тенденциям и стилям. Хотя некоторые по привычке продолжают относить их к пост-року и пост-металлу, группа определенно о чем-то большем. В каменных джунглях столицы эта троица создает формулу нового звукового соединения, способного потрясти устои постсовковой сцены.

Журналист Саша Пролетарский поговорил с идеологом группы Никитой Юдиным о новом альбоме, инфраструктуре независимого продвижения и многом другом, что тревожит музыканта в Украине.

 

Ваш дебютник «The Ships» вышел три с половиной года назад, после этого были миньон и сингл, не пора ли выпускать что-то новое?

Давно пора, но есть определенные сложности. Не хочется выпускать посредственный альбом, который быстро забудется. Я не гонюсь за количеством релизов. Хочется удивить, в первую очередь, себя.

Есть много материала, из которого можно сделать альбом, но я хочу, чтобы это было что-то особенное. Каждый трек вынашиваю в плеере, ищу момент, когда же он начнет меня самого пробирать. Вот тогда можно сказать, что есть готовая композиция.

Расскажи о втором альбоме, каким он будет, как вы его будете выпускать?

Готовьтесь, там будет больше дисторшна. В идеале хочется достичь такого себе беззвучного «крика», чтобы достучаться до холодных душ нашего поколения роботов…

Я не планирую издавать альбом на CD, потому что общая масса людей просто ставит их на полочку. Может, это будут карточки с QR-кодом ссылки на скачивание или какой-то флеш-носитель, но основным носителем для будущего релиза будут кассеты. В силу того, что сведение и мастеринг буду делать я сам, будут учтены частотные характеристики пленки, особенности звучания.

Я слушаю на кассетах новые записи западных групп, есть совсем неудовлетворительные варианты по качеству – много шума, запись тихая… Но есть и очень крутые издания с шикарным звуком! Хочется выжать максимум из своего оборудования, чтобы получить кассету, которую можно будет слушать, а не просто держать в руках как дань такому артефакту.

cassets

Каково это — играть что-то с приставкой пост- (рок или метал) в Украине?

Я с недавнего времени убрал эту приставку из описания жанра в наших публичных страничках. А каково это… Чаще всего натыкаешься на поверхностное понимание того, что собой представляет собой «пост-». Многие думают, что там, где есть дилей (delay – звуковой эффект, имитирующий затухающие повторы исходного сигнала. – ред.) и нет вокала, то это пост-рок. А лично для меня это вообще не жанр, а какое-то обобщенное понятие настроения музыки, написанной в рамках разных жанров. Из-за этого мне сложно выделить определенные каноны, по которым можно смело называть какую-либо музыку пост-роком. В пост-метале эти каноны более четкие, там проще.

Я жертвую массовостью. Нет текста в песне — нет массового слушателя. Но не нужно идти на поводу у этих масс

Чем приходится жертвовать, на какие подводные камни натыкаться?

Массовостью. Нет текста в песне — нет массового слушателя. Но в то же время не нужно идти на поводу у этих масс. Я часто слышу советы а ля «добавить бы вам женский вокал, вот тогда бы я вас слушал» или «зачем столько дисторшна? Сделайте как у тех-то и тех-то, тогда у вас появится больше слушателей». А я все это слушаю и иду на почту отправлять альбом «The Ships» куда-нибудь в Австралию или Чили. Почему у нас каждый со своим уставом пытается влезть в чужой дом?

Вам слова не нужны. И все же, как бы ты это все описал, если бы у каждого трека был текст?

Ты прав, слова не нужны. Больше и сказать-то нечего…

Расскажи о своем маленьком детище — RadioTelescope Music. Что это?

Это не лейбл, не звукозаписывающая студия, это продукт моих творческих поисков и экспериментов со звуком. Есть несколько групп, которые рискнули со мной поработать в плане сведения и результатом остались довольны. Хотя мысли о DIY-лейбле не покидают меня последнее время, но для создания его меня одного мало. Может, со временем это детище и перерастет во что-то большее.

Отсутствие индустрии независимой музыки как таковой в Украине тебя удручает или нет?

Независимая музыка и индустрия — это же противоположности. А вообще независимые музыканты в Украине активно развиваются в последнее время, я рад видеть наши имена на западных площадках все чаще и чаще. По-моему, у нашей отечественной музыки железный занавес начинает окончательно разрушаться только сейчас. Главное, чтобы не появился какой-то другой «занавес».

Way-Station
Way-Station (c) Гера Суликов

 

Ты сталкиваешься с отсутствием площадок в регионах, отсутствием ротации и реализации альбомов?

Тут замкнутый круг получается. Площадки есть, но они держатся на энтузиазме. Их очень мало, посещаемость в клубах хорошая только на более-менее популярных артистах, потому что на малоизвестных никто не идет из-за отсутствия ротации. И кому сейчас нужны альбомы на физических носителях? Посмотри на улицу! Все слушают mp3 с телефона в наушниках-ракушках. Им не нужны носители, им нужно нажать на кнопку и слушать уже сейчас, а через 5 минут забыть.

Среди моих знакомых есть люди, которые скачивают mp3 альбомы, а потом удаляют не понравившиеся им треки у себя на жестком диске, чтобы место не занимало. Мне это на голову не налезает!

В то же время прошлой осенью вся новостная лента была завалена скриншотами с новым альбомом Metallica — мол, посмотрите какие мы молодцы, не скачали с торрента, а купили! Притом, что Metallica с их миллионными гонорарами вряд ли оценит этот «приступ совести»… Так что физическими носителями интересуются совсем немногие, к сожалению.

Что бы ты с этим всем сделал?

Послал бы все это куда подальше и продолжил заниматься своим делом. Всем тем, во что я верю и что для меня важно. А если чисто помечтать и пофантазировать, то я бы хотел, чтобы у нас появился настоящий лейбл независимой музыки, который сам находил артистов и музыкантов, не в интернетах, а на концертах или репетициях. И принимал решение исходя из услышанного/увиденного, а не количества подписчиков в социальных сетях. Чтобы полноценно издавал альбомы, начиная с записи группы в студии и заканчивая продвижением. Чтобы лейбл самостоятельно организовывал и продвигал туры, фестивали и концерты… Утопия.

Расскажи о своем увлечении физическими носителями? Знаю, ты собираешь кассеты. Что это для тебя?

На самом деле, я не так давно увлекся коллекционированием. Мое детство и юность пришлось на девяностые — начало нулевых, как раз в тот период я осознанно начал слушать музыку. Все слушал на кассетах, эта музыка проникала в меня, я знал наизусть каждую секунду той музыки, которую я слушал тогда.

Сегодня из-за роста цифровых технологий я чувствую переизбыток музыки в своей голове. Я забыл, что такое слушать музыку альбомами от начала до конца.

Nikita

Когда я принес свою нынешнею кассетную деку домой, я почувствовал знакомый запах, ощутил знакомое ощущение от кассеты, этой маленькой пластмассовой коробочки, которая может поменять твое восприятие мира… Я почувствовал такую бурю эмоций! Это не просто дань моде, эти эмоции стоят того, чтобы переживать их вновь и вновь.

Почему кассеты, а не винил?

Это аналоговый звук, который можно взять с собой.

С кем бы ты хотел разделить одну сцену?

Да с кем угодно, только чтобы это было гармонично и концептуально. А вообще, хотелось бы побывать на одной сцене с Jakob, pg.lost, Russian Circles. Или вновь с This Will Destroy You. Надеюсь, это когда-нибудь осуществится.

Автор заглавного фото: Гера Суликов

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Саша Пролетарский

музыкальный критик и фотограф из Одессы, автор проекта artmageddon.net

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест