Назгуль Шукаева: «Семнадцать лет я влюблена в Киев и Украину»

Уникальная украинская певица родом из Казахстана – о том, как человек может себя исцелять и летать

19 марта в Национальной академии имени Чайковского в Киеве случится нечто весьма неординарное. Певица Назгуль Шукаева представит программу «Asia Tengri Jazz». В одном концерте можно будет услышать джаз, фолк, госпел, авангард, блюз. На сцене появятся десятки разных исполнителей – от классических джазменов до казахских музыкантов с народными инструментами. Вести вечер будет Алексей Коган.

Назгуль Шукаева – это золото Украины, которое досталось нам благодаря ветрам судьбы. 17 лет назад певица с диапазоном возможностей от техники горлового пения до бэк-вокала у поп-звезд, переехала жить в нашу страну. С тех пор Шукаева – одна из самых необычных фигур на джазовой, академической и андеграундной сцене в Украине. Ей по плечу все, за что она берется. В любой стихии она находит для себя нечто родное: поет ли она украинский фолк или новое произведение отечественного живого классика Виктории Полевой, или номер из репертуара Мередит Монк.

Накануне концерта 19 марта Назгуль рассказала Karabas Live о своем видении искусства, смерти, радости, о важности экспериментов в жизни и о том, в какое время суток лучше всего слушать музыку сфер.

Говорят, что когда люди рождаются, у них образуется четыре матрицы: первая – зачатие, вторая – развитие в утробе, третья – собственно рождение, четвертая – когда прикладывают к груди.  Поэтому, что бы ни происходило в жизни человека, он будет привязан к месту рождения на генетическом уровне. Я родилась в Казахстане.

Когда я впервые приехала в Киев, я почувствовала себя, как дома. Мне здесь дышалось легко и свободно. Семнадцать лет я живу здесь, и все эти годы влюблена в город. Каждый день со мной происходит что-то новое. У нас с мужем были варианты уехать в Германию, Израиль, Америку. Но он сказал, что его дом здесь, и он хочет созидать здесь. Я была с ним полностью согласна.

Иногда я закрываю глаза и вижу казахскую степь, слышу звуки домбры. Это приятная теплая радость. Не грусть, не печаль, не скорбь и не сожаление. Человек может оказаться в любом месте, где хочет, просто закрыв глаза. Как делают дети? Они захотели на Луну, закрыли глаза – и вот они уже там. Нам надо беречь эту способность, не терять ее. Побывав таким образом в степи, я чувствую, как мне хорошо, как я впитываю родные, корневые энергии. Пять-десять минут мне хватает.

Я могу жить в любой стране, потому что вся планета – мой дом. Но именно здесь, в Украине, мне комфортнее всего. Именно здесь меня любят больше всего.

В России я жила во время учебы в академии музыки имени Гнесиных. Искала себя. Карьера очень хорошо у меня развивалась, я подпевала звездам. Но в какой-то момент… Мы приезжали с Муратом Насыровым на гастроли в Украину, потом с диджеями у нас была еще программа, и я влюбилась в эту страну.

Я не очень довольна тем, как звучит мой голос в записях на Youtube. Но что касается съемок в целом, мне очень нравится то, что делают ребята из BeTV. Они так много сделали для украинской музыки, снимая концерты и фестивали.

Если человек прекращает экспериментировать, он не развивается. Поэтому я всегда открыта для нового. Это основа жизни как таковой, а не только искусства.

Что бы мы ни делали, это влияет на нашу судьбу в дальнейшем. Я устраиваю концерты не потому, что у меня раздутое эго или я не могу жить без аплодисментов, а просто потому, что не могу этого не делать.

Когда я исполняю фолк, этно, я чувствую себя частью больших и глубоких корней. Чувствую, как знакомлю людей с неведомым, незнакомым для них. Чувствую себя ребенком, который купается в колыбели.

Большой пласт моего творчества связан с джазом и его стандартами. В этой стихии я ощущаю себя не такой раскрытой, как в этно. Джаз – это мое, но мои корни не в нем и я потихоньку отхожу от этого направления.

Исполняя авангард, ты можешь развить себя до такой степени, что не видно конца и края. Иногда, готовя материал, я чувствую, что у меня едет крыша. Порой мне даже хочется отказаться от экспериментов в авангарде. Но вдохновляют идти дальше музыканты, с которыми я это делаю.

У меня есть несколько разных аудиторий. Одни ходят на мои академические концерты, другие – на этнические, третьи – на мою госпел-программу, которую я презентую раз в год, четвертые – на джазовую.

Однажды на мой академический концерт пришла пара, которую я много раз видела на своих этнических программах. С цветочками такие, радостные. А я им со сцены показываю: уходите, мол, вам тут не понравится. А они стоят, улыбаются. Думали, что это я их так приветствую. С тех пор я их не видела.

Когда человек умирает, просто переворачивается его очередная страница. Нет конца и края, все перетекает из одного в другое.

Каждый день, который мы проживаем, абсолютно не похож на другой. Вчера мы пробегали мимо этого дерева с кофе и не заметили его, а сегодня мы почувствовали что-то и подошли к нему. Сегодня я могу смотреть в небо часами, а три недели назад – ну, небо как небо.

С трех до четырех утра, когда я не сплю, я слышу музыку сфер. В воздухе слышно какое-то пение, оно всегда разное. Это поет вселенная. Но ее можно услышать в любой момент. В маршрутке, где ревет мотор. Когда скрипит дверь. Даже когда просто человек сидит с вами рядом, от него исходит музыка, частотная вибрация. В наших эмоциях – музыка. Свет, энергия, частицы – все это музыка. Кажется, сейчас я начну рассказывать про корпускулярный дуализм…

Кому-то нужна Голгофа, чтобы пережить или передать в творчестве катарсис. А кому-то для этого же нужны тишь и безграничное умиротворение.

Режиссер Ежи Гротовский говорил: «Когда артист на сцене, зритель принимает участие в акте творчества вместе с ним». Для меня это очевидно. Сколько раз я видела, как в зале образуется энергетический поток. Пребывая в нем, человек может исцелиться.

В последнее время я много читаю о различных практиках исцеления. Я знаю о методе, благодаря которому мы можем за три секунды убрать у себя любую боль. Или помочь это сделать ближнему. Но такое возможно лишь тогда, когда сам человек этого действительно хочет. Можно просто слегка толкнуть человека в плечо, и он станет другим.

Не может такого быть: музыка одно, моя жизнь другое, а мое мировоззрение – третье. Вся моя жизнь ищет своего выражения в музыке и находит его в звуке.

Мы можем помогать себе только энергией радости, мы даже не представляем себе, какое оружие у нас в руках. Настроившись на это состояние, мы можем настолько повысить себе частоты, что способны полететь. Люди ходят на концерты именно для того, чтобы получить импульс для радости в будущем.

Мы живем в эпоху творчества. Именно занимаясь творчеством, мы можем полюбить себя, спасти себя и дать то лучшее, чем способны поделиться с миром.

Фото: Алексей Карпович

19 марта Назгуль Шукаева выступит в Киеве с программой «Asia Tengri Jazz»

Tickets

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Ігор Панасов

Музичний оглядач Karabas LIVE

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест