Макс Ксенда: «Плохую песню не исправит даже самый лучший клип»

Один из лучших украинских клипмейкеров раскрывает секреты профессии и подробности съемок своих самых известных видео

Записать хорошую песню – это полдела. Чтобы она стала значимым событием в медийном пространстве, нужно снять на нее хороший клип. Лучшие клипмейкеры сами становятся звездами – имена Антона Корбейна, Мишеля Гондри, Набила Элдеркина известны на весь мир. В Украине есть свои звезды – клипмейкеры с оригинальным видением, каждая работа которых надолго задерживается в рейтингах «лучших из лучших». Один из них – Макс Ксенда, автор таких запоминающихся клипов, как «Smile» Джамалы, «Тримай» Христины Соловий и «Самолета» 5Nizza.

Эти ролики не спутаешь ни с чем. Их отличает неординарная идея, внимание к деталям и богатая палитра красок. Karabas Live было удивительно узнать, что бюджет их минимален, а делаются они в свободное от работы время. Как выяснилось, музыкальные клипы Максим снимает скорее в свое удовольствие, поскольку – как и многие его коллеги – основной заработок имеет в рекламном бизнесе. Обнадеживающая новость для молодых групп, не правда ли? О том, чем можно заинтересовать такого мастера, о вдохновении, о музыке и о том, как снимались его лучшие клипы, Макс рассказал нам в эксклюзивном интервью.

 

Клип на песню «Самолет» группа 5Nizza анонсировала еще в феврале, а вышел он в начале апреля – почему пришлось ждать так долго? Чья была идея ролика, как он снимался?

Идея клипа была моя. Сами съемки заняли около суток, потом был длительный пост-продакшн. Ребят подвешивали на канатах, которые потом зарисовывались. Масса работы по зачистке. Ну и саму идею я придумал не сразу – мне нужно было понять, о чем песня, а у Сергея (Бабкина) и Андрея (Запорожца – участники 5Nizza. – ред.) была некоторая разница в видении клипа. Все-таки музыкальное видео – это не только самовыражение режиссера. Главное – музыка. Отталкиваешься от музыки, нащупываешь концепцию, согласовываешь с музыкантами, оттачиваешь и реализовываешь. В работе над «Самолетом» концепция видоизменялась пару раз, но внутри моей головы.

 

Ваши клипы – яркие и выразительные, как рекламные ролики. Ваша деятельность изначально была связана с рекламой?

Да, я работал в рекламном агентстве «Бита» в Донецке. А начиналось все в ДПИ – мы в КВН играли, на пары не ходили, творчеством занимались. Мне хотелось делать аудиовизуальные произведения, поэтому после выпуска я полгода пытался устроиться в агентство – там была своя съемочная техника, свой павильон. Я до сих пор дружу с выходцами оттуда. Из «Биты» вообще вышло много людей из тех, кто работает сейчас в рекламном бизнесе в Киеве. В какой-то степени это была региональная кузница кадров. Там я и снял первый ролик – это было в году 2001-м. А потом уже в Киев приехал, начал снимать на пленку, работать с известными операторами, набираться опыта.

Помните свой первый музыкальный клип?

Это был «Smile» для Джамалы… Перед этим еще были еще какие-то девочки, но они в шоуриле не присутствуют (смеется).

Если уж работаешь, условно говоря, за полвареника, то это хотя бы удовольствие должно приносить

Как снимался «Smile» — это полностью компьютерная работа?

Нет, это не рисованный клип, там многое делалось ручками. Мы сейчас и в «Самолете» примерно в такой же технике снимали. С тем же постановщиком – Владом Рыжиковым. Мы тогда придумали такую технику: снимаем отдельно много разных слоев, а потом соединяем. «Smile» снимали в течение двух дней. Делали какие-то выгородки на колесах, девочки шили «поля» из мешковины. Снимали в реальном времени, потом зачищали веревочки и палочки. Это близко к анимации, но проще и быстрее. Есть и минусы – длительный пост-продакшн. И еще интересно, что эти ролики не берет ни один фестиваль анимации, и ни один кинофестиваль – они между жанрами.

 

Чем вас можно заинтересовать, чтобы вы сняли клип? К примеру, начинающей малоизвестной группе…

Хорошей музыкой. Я и так снимаю для начинающих. Вот как раз сейчас для «Сальто назад» клипы делаем. Главное – музыка, приятные люди. Раз ты это делаешь, условно говоря, за полвареника, то это хотя бы удовольствие должно приносить. В этом смысле хорошо, когда люди, с которыми ты работаешь, разбираются в своем деле, не лезут в твое дело и не крутят руки.

Ну и желательно иметь хотя бы минимальный бюджет. Побегать по улице с фотоаппаратом можно, только это не всегда интересно, хоть и не дорого. А для интересной идеи нужны хоть какие-то деньги. Понятно, что «Сальто назад» пока не обладает бюджетом, сравнимым с тем, который есть в рекламе. Но, тем не менее, находятся люди – оператор, художник-постановщик, гримеры, – которые помогают снять клип на профессиональном уровне. Они соглашаются поработать «за удовольствие» или за какие-то совсем смешные, не соответствующие их гонорарам, суммы. Просто чтобы поучаствовать в интересной затее, втиснувшись в эти «три копейки» бюджета. Ну и идея соответственно придумывается под три копейки. Хорошая идея – вообще очень ценная вещь, а если еще и не затратная…

Другими словами, если вам нравится идея и возможность поработать с интересными людьми, гонорар отходит куда-то на второй план?

Разговор все равно начнется с музыки. Если «цепляет» – диалог возможен.

А «Сальто назад» чем вас привлекли?

Приятные парни, которые встретились на моем пути. Мы еще пару лет назад встречались, но тогда не срослось. А теперь мы делаем сразу два клипа. Один уже в процессе пост-продакшна и скоро выйдет. (Речь идет о ролике на песню «О мамо», с которой музыканты выступали на Национальном отборе на «Евровидение». – ред.).

Где вы нашли столько клубочков для клипа Христины Соловий «Тримай»?

Это епархия нашего художника-постановщика — Саши Дробот. Я сам не собираю реквизит на съемки, клубочки – это задача художника. Все зависит от возможностей и бюджета. Сначала делается раскадровка идеи, потом мы встречаемся с художником-постановщиком, он говорит, что возможно сделать, а что нужно придумать иначе. Поэтому будет не совсем так, как я хочу, а так, как мы с художником договоримся.

 

Что запомнилось на этой съемке?

Съемки, которые не блещут разнообразием бюджета, все запакованы в очень жесткий тайминг. Тех же эпизодов, придуманных для Христины, было в два раза больше. Мы их просто сократили до съемки. Продюсер видит бюджет, считает и говорит – у нас есть 19 часов. На большее нет средств – это же и аренда локации, и техники, и реквизита. Поэтому мы долго готовимся, чтобы снять быстро.

К съемкам этого клипа мы готовились месяца три. Искали локацию, под локацию делали разработки, под разработки высчитывали тайминг, под тайминг брали технику и набирали команду. Здесь рядом (мы сидим в небольшом кафе на улице Нагорной в Киеве. – ред.) находится Mental dRive студия, там мой друг работает – Алексей Николаевич Москаленко. С ним мы снимали клип «Новина» для ТНМК и «Smile» для Джамалы. Леша был на этой съемке вторым оператором. Слава Пилунский снимал основные планы, а Леша – отдельные детали. Были еще вязаные бабочки, которые мы успели снять. Сняли уже в студии – сами дергали за ниточки. Каждая съемка по-своему интересная. Только всегда хочется больше времени…

Для клипа важно найти оригинальную идею, а потом людей и бюджет, которые позволят ее реализовать в рамках задуманного. Но всегда отталкиваться нужно в первую очередь от музыки

Где вы храните свою статуэтку YUNA за клип Христины Соловий «Тримай»?

Она где-то у Христины. Я не храню такие вещи. Куда приятнее получить в подарок кепку от «Сальто назад» – потому что это от души.

Чуть раньше вы упомянули «Новину» ТНМК. Главный персонаж видеоклипа Бобот – это компьютерная картинка или кто-то снимался в костюме?

Это был костюм. Там, где много этих трансформаторов – там компьютерная картинка. А этот костюм сделал легендарный бутафор Дмитрий Тупчий, который работал с «Долгоносиками», делал им носы. Совершенно уникальный человек! Мы как-то снимали рекламный ролик в Днепропетровской области и увидели в поле трансформаторную будку, которая была похожа на человека-робота. И когда работали с ТНМК, вспомнили эту идею. Заказали у Димы куклу-костюм. Ходили в ней все по очереди – Саша Шабратько, Леша Москаленко, я. Потом часть отснятого материала где-то посеяли.

 

Слышала, вы снимаете целый фильм с участием Бобота?

Фильм на этапе пост-продакшна. Это будет художественный фильм для семейного просмотра…

То есть, не страшный?

Нам хотелось бы, чтобы он был чуть-чуть страшным (смеется). Держал в напряжении – но не ужастик точно. Такое фантазийно-приключенческое кино для семейного просмотра. И кстати, Бобот там персонаж второстепенный. Снимать фильм про трансформатор – это немножко странно. Бобот лишь один из группы персонажей.

Я до сих пор не понимаю, как сделаны некоторые клипы Мишеля Гондри. Смотришь и думаешь – ну как это вообще возможно?

Все ваши клипы очень яркие и красочные. Кроме одного – «Keep Moving On» The Maneken. Снимали на какой-то экзотической локации – и почему в черно-белой версии?

Снимали на Кипре. Тогда действовал какой-то закон о возврате денег при кинопроизводстве (если я правильно помню), так что туда потом ездили и другие наши исполнители. Интересно, что снимали мы (оператором был Вова Шкляревский) вообще на другой трек. А потом Женя Филатов (The Maneken) посмотрел и написал совсем другую музыку.

Идея ролика была придумана накануне вылета. Возможно, она там «читается» не до конца, потому что не все удалось снять, что хотелось. Но в целом понятно, что два человека ищут один другого в пустом городе. А на локации было много бежевых стен, которые так не любят операторы, поэтому делали сразу в ч/б. Не скажу, что локации были какими-то необычными – думаю, с таким же успехом можно было снимать в Турции. Но опыт был приятный.

 

Работами каких зарубежных клипмейкеров вы вдохновляетесь?

Прямо так чтоб вдохновляться – такого нет. Есть вещи, которые просто нравятся. Мишель Гондри нравится. У него есть очень крутые штуки, существующие вне времени. И я до сих пор не понимаю, как сделаны некоторые его клипы. Вот к примеру, Lucas «Lucas with the lid off». Смотрел — голову сломал в попытке понять, как это было снято.

Сейчас появляется много прикольных музыкантов, много клипов. Последний клип Bonobo понравился. Смотрится эффектно, а разбираешь – в общем, ничего сложного. Просто оригинальная идея. Важно найти такую идею, а потом соответствующих людей и бюджет, которые бы позволили реализовать это в рамках задуманного. Но в любом случае, главной всегда остается музыка. Если музыка «никакая», ничего не поможет.

В современных клипах мало историй и оригинальных находок – сплошной видео-арт. В лучшем случае

А из отечественных клипмейкеров кого-то можете отметить?

Старые клипы были крутые. «В облаках» Братьев Карамазовых, который снимал Саша Стеколенко. Один из первых украинских клипов был в 97-м году – «Странные дни» «Взрывателей». До сих пор помню, как его впервые увидел. Снимали Ярослав Пилунский с Андреем Максименко и Александром Шапиро. Пилунский еще, наверное, в институте тогда учился. А сейчас много, условно говоря, видео-арта.

Старые клипы – скажем, Бека или Beastie Boys воспринимаются в первую очередь из-за музыки, а не из-за того, что Beastie Boys там в париках («Sabotage»), а у Бека гитара горит и бомж в туалете. Там нет идеи как таковой, но интересны образы.

В некоторых клипах цепляют технологические ходы и какие-то истории. Как «Моя любовь» группы «Би-2» – тот самый с мухами, который снимал Виктор Вилкс. Когда у тебя есть некое альтернативное представление истории, заложенной в песне, и ты передаешь ее другими словами, другим языком, другим цветом, другими лицами – вот тогда может случиться настоящий шедевр.

А какая музыка цепляет лично вас?

Цепляет хорошая музыка. Не могу сказать, что я музыкальный эстет. Когда-то нравились Sonic Youth, и до сих пор я к ним неравнодушен. А в целом слушаю музыку, которая играет с флешки в машине – но не радио. Если музыку можно слушать в машине – это уже показатель. Как-то прочитал у Нила Геймана: «Самое главное в песнях – то, что они совсем как истории: ни черта не стоят, если их никто не слушает». Это в какой-то степени справедливо и в случае с авторским кино. Если ты снял и его никто не смотрит, ты говоришь, что это «артхауз». В нашем понимании «артхауз» – это что-то непонятное и зачастую еще и неинтересное. А на самом деле авторское кино – это просто необычный взгляд на мир, который, несмотря на его необычность, все равно интересен зрителю.

В клипе «Пробач» Сергея Бабкина вы снимали детей. Любой режиссер скажет, что снимать детей очень трудно. Как вы на это решились? И кстати, чьи это дети снимались в клипе?

Есть такие честолюбивые родители, которые хотят, чтобы их дети стали звездами, и водят их на кастинги. Своих детей на съемку я не беру. Потому что съемки – это действительно очень трудно, и нужно, чтобы актеры хотели сниматься, а детей – если они устали – заставить сниматься очень сложно. Но… в этом клипе я действительно снял и своих детей. Именно потому, что дети-актеры капризничали.

У нас было два дня съемок, произошла какая-то накладка, все затянулось, и дети с мамами захотели домой. Нам нужно еще было снимать подвесы и полеты, так что в итоге во втором часу ночи под потолком уже летал мой малой. Потом еще отдельно снимали глаза – это уже прямо ко мне домой с камерой приезжали. Снимали по глазику – мой глаз, моего сына, глазик оператора и так далее. Это те глаза, которые видны в калейдоскопе. Формально там снялись и я, и дочь, и сын. В общем, все поучаствовали.

 

Для кого из известных музыкантов хотели бы снять клип?

Не то чтобы для кого-то конкретного. Хочется в целом цивилизованной работы в рамках профессии. Сейчас в Украине появились молодые музыканты европейского уровня. Поработать с молодыми всегда интересно — они хотят чего-то необычного, не боятся рисковать.

Напрашиваться я не собираюсь – для меня главное, чтобы хорошая музыка была. Хотелось бы в идеале, чтобы за свою музыку могли бы жить музыканты, а за видеоклипы – мы.

Автор фото — Андрей Петров

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Мила Кравчук

Заместитель главного редактора Karabas Live. Редактор разделов "Статьи" и "Колонки"

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест