Кристина и Лаура Марти: «Если делать музыку для себя, то зачем выходить на сцену?»

Украинские джазовые певицы рассказали Karabas Live о своих армянских корнях, новом альбоме и о том, что для них значит быть человеком

Любая песня – история. Независимо от жанра, формата и настроения. Доступно и увлекательно рассказать историю – задача любого музыканта, но особенно вокалиста. Чем свободнее течет повествование, тем сильнее эмоции слушателя.

Сестры-певицы Кристина и Лаура Марти филигранно владеют мастерством музыкального рассказа. Их дуэтный проект формально считается этно-джазом, но по сути гораздо шире стилистических клише. Музыканты четко сфокусированы на уникальном характере каждой песни. Именно так рождаются истории, ради которых публика приходит на концерты сестер.

Они говорят, что порой не могут различить свои голоса на студийных записях. И хотя каждая обладает собственной манерой, их сочетание рождает синергию, возможную только при семейном музицировании. Они работают с лучшими украинскими инструменталистами. Они постоянно стремятся расширить границы жанра. Не удивительно, почему о проекте Кристины и Лауры нередко говорят, что это мировой уровень.

27 сентября в киевском клубе Atlas и 28-го во львовском FESTrepublic состоится презентация их третьего студийного альбома «Try To Feel». Новая музыка существенно отличается от предыдущих записей. Девушки говорят о ней с легким волнением – как примет материал аудитория? В то же время они охотно отмечают достоинства альбома и вполне им удовлетворены. Но как бы ни был хорош новый диск, сестер Марти нужно непременно слушать живьем.

Слева направо: Лаура Марти, знаменитый немецкий трубач Ханс-Питер Салентин, Кристина Марти


Джаз по-армянски

Вы – армянки, выросли и живете в Украине. Исполняете джаз, латиноамериканскую и европейскую музыку. Насколько вы космополитичны?

Лаура: В принципе, мы стараемся всю нашу музыку делать интернациональной. Хотим, чтобы она была доступна. Нет желания понравиться всем, но хочется, чтобы залы были полные. Поэтому я считаю себя – и, думаю, Кристина тоже – космополитом. Важно, чтобы каждый смог найти в нашей музыке что-то такое, что ему бы «припало до душі».

Нас многие знают по армянскому проекту. Но, наверное, в Армении никто не скажет, что мы поем истинно армянскую музыку – так, как она должна звучать. Мы стараемся, чтобы наши песни были более европейскими, понятными людям, не знающим нашего родного языка, открытым для них. Этот проект был прекрасно принят не только армянами, но и украинцами, поляками. Музыка, где смешаны разные стили, интересна любой публике и любому народу.

Как родился ваш армянский проект?

Лаура: У нас с Кристиной есть две версии. Моя будет такой. Я еще училась в музыкальном институте им. Глиера, но уже плотно сотрудничала с Наташей Лебедевой (украинская джазовая пианистка – ред.). В то время почти все мои концерты были посвящены бразильской музыке, я просто фанатела от нее. Я сама тоже сочиняла, но не думала делать из этого проект. И тут Наташа говорит: «Давай уже делай свое, не похожее на всех». А я знала, что сестра давно хотела сделать что-то армянское. И я подумала: «Отлично! Мне это тоже интересно». К тому же это дань нашим корням.

Кристина: Я заканчивала учебу и как раз раздумывала над тем, как применить накопленные знания и навыки. Мне хотелось соединить близкую мне с детства армянскую музыку и джаз. Первой пробой стало исполнение армянской народной песни в джазовой обработке на госэкзамене. Тогда и решила, что сделаю именно такой проект. Я сомневалась, имеет ли смысл делать его с сестрой. Поговорила с мамой, она меня убедила, напомнив, что нас по жизни всегда вели семейные ценности и совместное творчество, было бы хорошо это продолжить.

Лаура: В этот проект вложено немало души. Есть ведь математическое направление в музыке, когда музыканты могут пожертвовать красотой. А мы не можем. Мы выбираем душевность.

Вы работаете с Лебедевой. Не скажу, что она математичная, но ее пристрастие к ломаным размерам и агрессивной атаке не очень вяжется с красотой в традиционном понимании. Тем не менее, она единственный музыкант, который играет во всех трех ваших альбомах.

Лаура: Я ценю Наташу не только как музыканта, но и как человека, педагога, композитора. Она идейная, открыта к любым веяниям и сама подталкивает на эксперименты. С ней комфортно создавать. И наш армянский проект – это проект на троих. Она много помогала с идеями, аранжировками, на репетициях. Это человек, на которого мы с Кристиной всегда можем положиться. Она жесткая – скажет как есть. Но она не сделает так, лишь бы сделать. Есть музыканты, которые в своих проектах работают с полной отдачей и трепетом, а приходя к тебе, просто отбывают номер. Наташа не такая.

 

Между Эдит Пиаф и Майклом Джексоном

Давайте вернемся в прошлое. Расскажите о вашем становлении в Харькове.

Лаура: Мы с детства пели дома на голове у бабушки. Она попросила маму отвести нас куда-нибудь петь, потому что у нас целыми днями рты не закрывались. Мама отвела в хор. А Кристина вообще сама набрела на музшколу, зашла в класс и села…

Кристина: Меня подкараулила преподавательница, когда я заглядывала в класс. Схватила за руку, завела и усадила. А потом отвела домой, думая, что я потерялась.

Лаура: В итоге она стала нашим педагогом. Кристина старше, поэтому первые шаги в сторону музыки были у нее. Школа, хор «Весенние голоса», училище. Кристина училась по классу эстрадного вокала. А я поступила на фортепиано, хотя собиралась на вокал. Но у меня началась мутация голоса, а педагоги не прочувствовали вовремя этот момент, продолжили меня нагружать. Возникли осложнения, и мне посоветовали вообще не петь год-два. И тогда за полгода до поступления мама отвела меня к Сергею Давыдову (известный харьковский джазовый пианист и педагог – ред.).

Кристина: А меня Сергей Петрович познакомил с джазом. Он подводил меня к этой музыке очень деликатно, не напрягая. Потому что когда я впервые услышала джазовую композицию, я подумала, что это какой-то хаос, у меня разболелась голова (смеется).

Я вначале думала, что Майкл Джексон — космонавт или пришелец. А мама сказала, что он артист. Я поначалу не поняла — на Кавказе нет такого понятия, как артист. Там все поют, играют, танцуют

Вы воспитывались на академической музыке или фолке?

Кристина: Фолк был нашей жизнью, потому что вокруг были бабушки, которые пели во время застолий, когда готовили, убирали. В Армении вообще все поют. Это естественно, когда в доме висит дхол, зурнá (армянские народные инструменты – ред.). На праздники все танцуют.

Лаура: Я в детстве любила Шер и Эдит Пиаф.

Кристина: А у меня все началось с Майкла Джексона. Я вначале думала, что это космонавт или пришелец. А мама сказала, что он артист. Я поначалу не поняла — на Кавказе нет такого понятия, как артист, там все поют, играют, танцуют. Мама объяснила, что он сам делает постановки, придумывает костюмы, образы, ставит шоу. И я подумала: «Я тоже так хочу». Мне было шесть лет, и с того дня мое желание не менялось.

Как вы координируете друг с другом творческий процесс?

Кристина: Все по ощущениям происходит. У кого есть силы, энтузиазм, тот и запускает процессы. Это как в семейной паре. Или как в телеге колеса. А бывает, просто договариваемся, что делаю я, а что Лаура.

У вас есть слабые стороны? Можете их назвать?

Кристина: Сколько у нас до конца интервью? Чтобы времени хватило (смеется).

Лаура (серьезно): Их много. Но я уверена, они есть у каждого. И как бы мы ни хорохорились, слабых сторон гораздо больше, чем сильных. Но я думаю, что минусы нужно знать, а вот говорить о них не стоит.

Кристина, вы находитесь немного в тени сестры, чуть за кадром. Чем вы занимаетесь помимо вашего дуэтного проекта?

Кристина: Мне очень нравится преподавать. Хотя изначально мне совершенно этого не хотелось. Способности у меня были всегда, но как внутреннее предназначение это проявилось во мне внезапно. Как зов. Я помогаю своим ученикам преодолевать сложности, страхи и проблемы, с которыми сталкивалась сама. Это основное, что мною движет.

Еще я сотрудничаю с группой «Сальто назад». Я помогала им подготовиться к «Евровидению» в вокальном плане. И теперь мы думаем о совместной песне. Я много пишу, но пока  в стол – это музыка и тексты, которые не касаются нашего с Лаурой проекта.

С какой целью? 

Лаура: Ну, наверное, чтобы столу было хорошо (смеются).

Кристина: Во-первых, они приходят ко мне. Во-вторых, я вынашиваю план сольного проекта. Хочу собрать все это в один посыл и сделать программу, которая будет возможностью квантового скачка или перемещения во времени.

Лаура: У каждого свой внутренний темпоритм, свое время созревания, наполнения и отдачи. Когда нам кажется, что кто-то фонтанирует, мы видим лишь то, что этот человек уже много сделал. А он при этом может пребывать в совершенно другом состоянии, незримом для нас.

 

Альбом на четырех языках

Давайте поговорим про ваш новый альбом “Try To Feel”. Здесь песни сразу на четырех языках. А сама музыка еще более эклектичная, чем на предыдущих альбомах. Как вы к этому пришли?

Лаура: На одном из зарубежных мастер-классов мы познакомились с Хансом-Питером Салентином (известный немецкий трубач и педагог – ред.). Он нам очень понравился и как музыкант, и как человек. Мы подарили ему наши диски, он нам свои. Завязалось общение. Ему понравилась наша музыка, и после заключительного концерта он нам сказал: «Да, я бы с вами посотрудничал».

Кристина: Мы вернулись в Киев и начали выстраивать наши идеи.

Лаура: На первых двух альбомах у нас играл трубач Саша Телепнев. Мы с Кристиной его обожаем, но на тот момент Саша уехал работать за границу. А так как нам не хотелось, чтобы показалось, будто мы заменили трубача…

…то вы решили поменять характер проекта?

Лаура: Именно! Все куда-то движется, и мы захотели пойти дальше. В этом альбоме не только разные языки. Здесь, помимо наших с Кристиной композиций, присутствуют пьесы Ханса-Питера и Наташи Лебедевой. Мы продолжаем развивать нашу первоначальную идею, что границ не существует.

Команда, которая работала над альбомом «Try To Feel». Слева направо: Игорь Закус (бас-гитара), Лаура Марти, Роман Яковчук (барабаны), Кристина Марти, Ханс-Питер Салентин, Наталья Лебедева (фортепиано)

В первых двух альбомах присутствовал саксофон, в новом его нет. Почему? 

Лаура: Саксофон здесь был не нужен. Специально притягивать за уши те или иные инструменты не стóит. В принципе, есть два пути. Первый – ты исходишь из концепции проекта и пишешь музыку под конкретный состав инструментов. Второй – отталкиваешься от песни и подбираешь под нее тембры, инструменты, количество голосов и т.д. На «Try To Feel» реализован как раз второй вариант.

Вы довольны результатом?

Кристина: Мне нравятся все наши альбомы. В каждом из них происходило что-то новое. Например, в этом альбоме я впервые сделала аранжировку, а для меня это было не так просто.

Лаура: Я рада тесному сотрудничеству с европейским музыкантом. Было интересно работать над композициями Салентина и писать к ним тексты. Это опыт. Мне нравится, что в альбоме звучит четыре языка и что по музыке он получился разноплановый. У каждой песни свое направление, своя огранка. Так что да, я довольна.

Обложка альбома «Try To Feel»

 

 

Музыка для себя и для людей

Вы своим творчеством больше образовываете или развлекаете?

Лаура: Нужно делать то, что ты хочешь, и быть гибким. Да, мы хотим образовывать публику, иначе бы, наверное, пели «туц-туц”. Но мы хотим и взаимодействовать со слушателями. Мы с Кристиной любим людей, и нам бы хотелось, чтобы они знали нашу музыку, пели, играли ее. Разумеется, нельзя предавать себя, и мы не клоуны, чтобы устраивать просто зрелища. Но я ловлю себя на мысли после некоторых концертов: «Лучше бы я эту музыку просто послушала дома». На концерте хочется жизни, нерва, энергии. Ты должен дать зрителю понять, ради чего он пришел на твое выступление.

Кристина: Недавно у меня была встреча с известным продюсером и композитором. Он сказал, что послушал наши альбомы несколько раз, хотя, как правило, выключает песни на второй минуте. И еще добавил, что нас надо слушать живьем – мне это было особенно приятно.

И для меня, и для Кристины важно быть в первую очередь человеком. А человек – это тот, кто знает свое дело, отдается ему полностью и не плюет по сторонам

Одно из достоинств вашего проекта – разнообразие. В каждом из альбомов напрочь отсутствует ощущение повторов.

Лаура: На мой взгляд, худший вариант – это когда ты слушаешь и понимаешь, что будет дальше.

Кристина: Наверное, это связано с концепцией нашей жизни. Первое: мы д­­­елаем то, что любим. Второе: мы развиваемся и растем – профессионально, духовно, интеллектуально. Третье: мы делаем это для кого-то, а не только для себя.

Есть музыканты, которые делают музыку только для себя. Но, в таком случае, я не пойму, зачем им выходить на сцену и записывать альбомы? Да, в глобальном смысле мы с Лаурой занимаемся музыкой для себя, потому что не представляем себя без этого. Но если говорить конкретно о материале, который мы формируем, репетируем и записываем, то все это мы делаем и для людей, конечно же.

Лаура, вы участник Jazz In Kiev Band. Многие ваши коллеги-музыканты неоднозначно высказываются об этом проекте. Как вы к этому относитесь?

Лаура: Негативные высказывания – это человеческая слабость и неудовлетворенные амбиции музыкантов. И для меня, и для Кристины важно быть в первую очередь человеком. А человек – это тот, кто знает свое дело, отдается ему полностью и не плюет по сторонам. Поэтому я больше склоняюсь к людям, которые и музыканты, и «человеки». Каждый имеет право делать то, что он хочет, если делает это искренне. И если на кого-то приходит много людей, а на тебя три калеки, возможно, ты просто плохо поработал над рекламой, а, может быть, тебя не сильно любит аудитория. В любом случае, разбирайся с этим. Я уважаю музыкантов, которые дни и ночи напролет занимаются – они большие молодцы. С неудовлетворенностью нужно бороться очень жестко, не позволять ей выливаться колкими замечаниями.

Кристина: Ко мне как-то подошел молодой исполнитель и говорит: “Cкажи честно, ты считаешь их  музыкантами? Я не понимаю их успеха». Я говорю: «Тебе нравится то, что ты делаешь?» А он: «Нет, я бы хотел многое изменить, сделать иначе». Я говорю: «Вот видишь, а они выходят на сцену и ловят кайф от того, что делают». Jazz In Kiev Band на сто процентов отдаются своему делу, стараются, репетируют, создают людям праздник и атмосферу, дарят общение. Благодаря им большое количество людей стали слушать джаз. Они начали и продолжают это дело, вкладывают и поддерживают его. Это достойно уважения.

Вы уже задумывались над тем, что будет дальше с вашим проектом? В какую сторону будете его развивать?

Лаура: Сейчас есть проект третьей программы с армянской музыкой в рамках нашего дуэта. Мы хотим посвятить его памяти жертв геноцида. Думаю, в обозримом будущем закончим его. Касательно альбома и программы «Try To Feel» хотелось бы больше концертов. Если они будут, если будут писаться новые песни, то мы и дальше будем двигаться в этом направлении.

Фото предоставлены пресс-службой Кристины и Лауры Марти

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Леонид Титов

джазовый обозреватель

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест