Войцех Дзержински (Dzierzynski Bitz): «Я всегда называл себя украинцем»

Лидер группы Dzierzynski Bitz, которая заявила о своем скором распаде, – об украинском языке, советской эстраде и новом проекте

Dzierzynski Bitz (они же — «Оркестр Дзержинского») — группа из Павловца-над-Ухом, что во Внутренней Словакии. На самом деле, нет. В 2007-м коллектив собрал в Москве Евгений «Войцех» Дзержински. Однако студийная активность у DB началась в 2010-х, с переездом Войцеха в Киев.

В своей музыке Dzierzynski Bitz сталкивают лбами старое и новое. Все три альбома группы – яркий пример того, как инди-рок может выжать все соки из советской эстрады. Не потому ли «Love Me Do», «Сингапур», «Подмосковье» и другие хиты команды так нравятся фанатам пленочных фотоаппаратов из 2017-го.

26 апреля в клубе Atlas группа даст прощальный концерт. Мы встретились с Войцехом, чтобы узнать, почему Dzierzynski Bitz прекращает существование и чем лидеру формации на самом деле близка Украина.

Почему ты переехал в Киев?

Мне необходимы были перемены. К этому времени я уже окончательно устал от Москвы. Мне всегда было непросто жить в этом городе, хоть я и провел в нем 10 лет. Там я работал в офисе, на музыку времени не всегда хватало.

Я сдал московскую квартиру, снял дом на окраине Киева, где организовал студию. Здесь получилось довольно легко собрать новый состав Dzierzynski Bitz и дописать первый альбом «І ІІ ІІІ», который сводился в Лондоне. Хотя работу над ним я начал еще с московскими музыкантами. В частности, с джазовым барабанщиком Петром Талалаем, который ощутимо повлиял на звучание релиза, но в дальнейшем не смог участвовать в проекте на постоянной основе.


Чем, по-твоему, Киев отличается от Москвы музыкально?

Киев душевнее и проще. Здесь люди друг к другу ближе, чем в Москве. Почти все местные музыканты между собой знакомы – если не лично, то через одного точно. В 2012-м, когда киевский период Dzierzynski Bitz только начинался, между альтернативной, джазовой и поп-сценой здесь еще ощущалась некая дистанция. Но сейчас все уже перемешалось. Джазовые музыканты могут выступать с рэперами и одновременно играть в инди-группах. И это отлично!

Жаль только, что камерных клубов в Киеве все меньше и меньше. Из андерграундных остался, по-моему, только Mezzanine. Многие коллективы не требуют большой аудитории. А достойных залов на менее чем тысячу людей в Киеве не хватает.


Нашей группе комфортно в любых условиях. Единственное, чего не люблю – высокую сцену и заграждения, из-за которых образуется дистанция со слушателями.

Я устал от Москвы. Мне сложно было сосуществовать с этим городом 10 лет. Киев душевнее и проще, здесь люди ближе друг к другу.


С кем из украинских музыкантов контачишь?

Люблю группу Zapaska, всегда рад их видеть и слышать. Ценю творчество Blooms Corda. Из последнего понравился альбом Tik Tu. Группа 5 Vymir недавно залетала к нам на студию записывать клавиши и гитары.

Ты переехал в Украину за несколько лет до того, как у нас произошла Революция Достоинства. Как ты воспринял эти события?

Ты про Майдан? Такое не забывается. В это время Dzierzynski Bitz записывали второй альбом «Love Me Do» на студии «ЗвукоЦех» с английским продюсером. Мы полностью были погружены в творческий процесс, но сложно было оставаться безучастными. Когда я не мог заснуть, надевал каску, садился на велосипед и ехал на площадь.

Я, как и многие тогда, был вдохновлен духом перемен, который витал в воздухе. Не все случилось так, как нам хотелось, но обратно в Россию меня все равно не тянет. С общественными настроениями там сейчас полная жесть и тупик. Кстати, политика стала еще одной из причин моего переезда.


А как ты запел на украинском?

Украина для меня не чужая страна. Вся моя родня отсюда. Папа из Сумской области, мама – из Запорожской. Летом, когда я был маленьким, часто зависал у бабушки, где нахватался разных украинских слов. С детства, когда заполнял какие-то формуляры, в графе «национальность» писал «украинец». Хотя мне этого никто не внушал.


Тебе нравится язык?

Конечно! Украинский язык очень музыкален. Песни на украинском воспринимают даже те, кто не понимает смысл лирики.

В графе «национальность» с детства писал «украинец». Хотя мне этого никто не внушал.

И все-таки «Оркестр Дзержинского» чаще замечает российская пресса, чем украинская. Скажем, премьеру клипа «День рождения» вы делали на Colta.ru.

Это условности. У нас давние дружеские отношения с «Кольтой». Новостей про клип все равно было больше в украинских СМИ.


Как ты относишься к тому, что DB сравнивают с группой «Браво»?

«Браво» — не самая плохая команда, меня это не страшит. Но из общего у нас, пожалуй, разве что симпатия к советской музыке 60-х. При этом мы не пытаемся сказать, что в 60-е музыка была лучше, чем сейчас. Ретро наравне с другими жанрами — просто один из источников нашего вдохновения.

Чего мне всегда хотелось, так это чтобы наша музыка обладала каким-то национальным флером. Речь сейчас не о фолке, а о чем-то более тонком, неуловимом…

О какой нации ты сейчас говоришь?

Я о восточно-европейском мелодизме вообще. Есть определенный лад и мелодические ходы, характерные для всех славянских стран.

А как насчет советской эстрады? Хочешь или нет, ее в вашей музыке достаточно.

Не нужно путать советскую эстраду с комсомольскими песнями. Возьмем Таривердиева – это же музыка, сделанная со вкусом. Многим людям было несладко жить в условиях советской цензуры, однако им удавалось заниматься творчеством. Сейчас это звучит странно, но даже саундтрек «Бременских музыкантов» с трудом прошел цензуру, не говоря уже о самом мультфильме.

Тебе не кажется, что 2013-й стал для украинской музыки переломным? Многие молодые музыканты сейчас смотрят в сторону Запада. В то же время украинские проекты а-ля «Грибы» или ЛУНА больше популярны в России, где еще теплится ностальгия по 90-м и Советскому союзу.

По-моему, ты сейчас смешал в кучу русскоязычную аудиторию, моду на 90-е и условную западную ориентированность. Если говорить об успехе украинских музыкантов на Западе, то реальным поводом для гордости здесь может быть разве что «ДахаБраха».

А есть еще «Тік» или Олег Винник. Вот где настоящий совок. Он зашит в подсознание взрослой аудитории настолько глубоко, что какая уж тут ностальгия.

В книге «Ретромания» британский журналист Саймон Рейнольдс утверждает, что ничего нового в музыке ХХI века не появилось. Все, что мы слышим с начала 2000-х, это переизобретение колеса. Творчество «Оркестра Дзержинского» — яркий тому пример. Согласен?

Я, как человек, знакомый с теорией и историей музыки, скажу тебе еще более шокирующую вещь. Ничего нового в музыке не появилось еще с конца 60-х. Менялся саунд и оболочка, но мелодия и гармония остались прежними. Поп-музыку всегда двигали вперед технические новшества – гитарные эффекты и новые возможности звукозаписи в 60-70-х, бум синтезаторов и драм-машин в 80-х, цифровая техника 90-х. Сейчас музыкальные технологии тоже развиваются, но движение поп-музыки замедлилось. Происходит лишь скрещивание, взаимное опыление. Хорошо это или нет, сложно сказать. Талантливых музыкантов вряд ли стало меньше, просто им теперь сложнее самореализоваться.

Думаешь, интернет сильно повлиял на распространение музыки? Музыкантам действительно уже не нужны рекординговые компании? Вы, к примеру, свой мини-альбом «Novy Twist» выпустили под собственным лейблом «Nova Estrada».

Конечно, интернет в корне изменил принципы распространения музыки. Другое дело, что Dzierzynski Bitz на продаже песен никогда особо не зарабатывали. Предыдущий альбом мы выпустили на лейбле «Союз», но особого эффекта от этого я не заметил. Так что продолжаем заливать музыку на iTunes. Так даже проще контролировать статистику.


А теперь главный вопрос. Почему Dzierzynski Bitz прекращают существование?

У группы есть две ипостаси: студийная и концертная. За эти годы мы наработали много фишек, которые хорошо звучат в записи, но уже не позволяют DB двигаться дальше. При этом наша концертная деятельность редко окупается. В нашей команде 8 человек, включая водителя и звукорежиссера. Заработать при таком раскладе, оставаясь инди-группой, крайне сложно. Поэтому мы решили, что лучший выход из этой ситуации – устроить яркое прощальное шоу, которое завершит одну главу и начнет другую.

И что же это за глава?

А я тебе сейчас включу!

(В трех песнях, которые мне удалось услышать, ощутим дух New Order, переходящий в индастриал Nine Inch Nails. Вокал Войцеха утратил романтичность и стал более мрачным, тексты обрели брутальный окрас. «Новым твистом» тут уже не пахнет)

Как будет называться новый проект? Кто входит в его состав? Когда стартуете?

На первые два вопроса пока нет точных ответов. С «Оркестром Дзержинского» эта музыка не имеет ничего общего, кроме меня самого. Сейчас занимаемся съемкой первого клипа.

Напоследок расскажи слушателям, почему им нужно идти на «Последний канц» Dzierzynski Bitz.

На это выступление смогут прийти те, кто уже слышал нашу группу раньше, но не мог попасть на концерты. Таких людей, насколько я знаю, достаточно. Мы готовим программу «All The Best Greatest Hits», около 20 треков разных лет. Шоу дополнит супер-яркий видеоряд. Кроме того, на сцене к трубачу Dzierzynski Bitz присоединится саксофонист, так что духовая секция качнет еще мощнее. До встречи 26 апреля в клубе Atlas!

Фото: https://vk.com/dzierzynskibitz

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Фил Пухарев

Редактор рубрики MUSIC

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест