До и после Самойловой

Главный редактор Karabas Live Игорь Панасов – о том, какую глобальную украинскую проблему поднимает скандал с конкурсанткой «Евровидения» из России

История с запретом на въезд Юлии Самойловой, если смотреть на нее без истерики любого рода, открывает большой горизонт для раздумий. Погружаясь в них, понимаешь, что это история не про Самойлову и «Евровидение», и даже не про публичные прения Украины с Россией. Она – про отношение украинского государства и общества к собственным законам.

Почти три года, которые идет война на Донбассе, музыкальный процесс в Украине окрашен в сумбурные политические тона. Срывы концертов, акции протеста, хейтерские атаки в сети – повседневность. В этой пене из эмоций и холодных провокаций обычно нет ни смысла, ни конструктива. Почему? Потому что участникам дискуссий и конфликтов не на что опереться кроме своей глубоко личной и основанной на субъективном опыте позиции.

Никакого официального постановления нет, а концерт (например, группы ONYX в Киеве в 2015 году) сорван странными людьми в масках. Все разошлись по домам, ни суда, ни следствия, ни уму, ни сердцу. Тишина.

Организаторы «Евровидения», хоть и огорчаются, но уважают решение СБУ. Потому что организаторы «Евровидения» привыкли законы уважать, а не подтираться ими

История с Самойловой другая. В ней есть внятная легальная формула из преступления и наказания.

Почему певица нарушила украинский закон? Потому что выступала в аннексированном Крыму.

Почему это не есть хорошо? Потому что закон «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України» (статья 10, пункт 2) запрещает въезд на полуостров, минуя украинские КПП.

Что за это полагается? Штраф от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов или 15 суток задержания – об этом гласит «Кодекс України про адміністративні правопорушення» (статья 204, второй раздел).

Может ли СБУ не пустить такого человека в страну? Может, потому что это прописано в законе «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства» (статья 26).

При такой базе любые разговоры на тему, хорошо или плохо запрещать въезд певице из России – не более чем лирика. На которую каждый из нас, конечно, имеет право. И которая не имеет отношения к сути дела. Вот организаторы «Евровидения», хоть и огорчаются, но уважают решение СБУ. Потому что организаторы «Евровидения» привыкли законы уважать, а не подтираться ими.

Эпизод с Самойловой – первый по-настоящему громкий и при этом внятный прецедент на поле околомузыкальных баталий последних трех лет. В нем есть точка опоры. И этой опоры хочется во всем. Ибо сколько же можно толочь воду в ступе.

Не просите стыдливо вырезать из интервью упоминания о «Золотых граммофонах». От ваших двойных стандартов уже тошнит

Моральный закон внутри нас, о котором писал один великий немец, это бесценная вещь. Но он работает только в коротком социальном радиусе. К близким и родным людям мы еще более-менее готовы его применять. Стоит нам выйти в магазин или в офис, и мы нередко готовы жить без морального закона. Именно поэтому нужны законы государственные, которые усмиряют всю нашу грязь.

У каждого из нас своя уникальная конфигурация морального закона. Даже «не убий» для одного человека – аксиома, а для другого блажь, символ слабости. И если не прописать в криминальном кодексе соответствующую статью, вопрос «можно ли прирезать прохожего на улице?» будет вполне себе дискуссионной темой. Уголовная статья делает эту дискуссию абсурдной.

Именно этой ясности не хватает в повседневности музыкальной индустрии, где пересекаются Украина и Россия. Плохо ли давать концерты в России? Сотрудничать с продакшн-компаниями и персональными партнерами из России? Давать интервью российским СМИ? Устраивать концерты российских исполнителей в Украине?

Каждый отвечает на эти вопросы согласно тому самому моральному закону, который у каждого свой. Ведь официального закона нет. И получается классический балаган, в котором буквально два-три коммента до взаимных обвинений в пресловутой #зраде.

Мой моральный закон, например, не позволяет мне осуждать украинских исполнителей, которые выступают в России. Я считаю, что это все равно демонстрация нашей культурной мощи, как бы кто в Москве ни называл Ивана Дорна и группу 5’nizza «русскими».

И премии в России – это на сегодня личное дело артистов. Единственная просьба к ним и к их пиарщикам: не надо потом просить стыдливо вырезать из интервью упоминания о «Золотых граммофонах». Будьте мужественными, не ссыте. А то от ваших двойных стандартов уже тошнит.

Или хватит уже ездить в Москву за статуэтками к боярам росшоубиза.

И вот, я представляю себе ситуацию, когда в Украине закон оговаривает все это. Например: «Гастрольные поездки украинских музыкантов в Россию, общение с местными СМИ и получение официальных наград в России в период проведения АТО не являются противозаконными действиями». Или: «Гастрольные поездки украинских музыкантов в Россию, общение с местными СМИ и получение ими официальных наград в России в период проведения АТО запрещены». И дальше – об ответственности за нарушение.

Это моментально переводит разговоры на больную тему в упорядоченную плоскость. Закон не видит в этом угрозы для страны – пусть ездят, общаются, купаются в лучах славы. Закон запрещает – штраф/арест/срок.

Не нравится закон – иди протестуй на площадь.

Мой моральный закон – мое личное дело. А безопасность страны – общее. И совершенно не обязательно моя позиция социально полезна

Отсутствие такого закона – одно из частных проявлений общего нежелания украинского государства принимать карму войны. Оно, государство, по-прежнему сидит одним задом на двух стульях.

А ведь все просто. Сотни километров государственной границы не контролируются. Границы не с Польшей или Румынией, а именно с Россией. Надо защищаться. Отбейте в законе: концерты украинских исполнителей в России наносят ущерб безопасности Украины, они категорически запрещены, и точка. Нет? Тогда пропишите: ничего страшного, что наши музыканты играют в России, главное чтобы они не возвращались обратно на российских танках.

Это покажется странным, но лично я соглашусь с любой из версий такого закона. Потому что мой моральный закон – мое личное дело. А безопасность страны – общее. И совершенно не обязательно моя позиция социально полезна, хотя я и уверен в ней. Так же, как не очень социально полезно мое потенциальное желание кого-то убить или ограбить. Но на эти мои позывы есть четкий ответ украинского закона. О концертах в России – нет. А он нужен.

Что же касается Самойловой, то, при всей законности запрета, мне кажется, ее стоит оштрафовать на 300 минимумов и впустить. Это весело, безболезненно для девушки, не чревато для конкурса, полезно для бюджета. И самое главное – по закону.

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Ігор Панасов

Музичний оглядач Karabas LIVE

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест