Дмитрий Радзецкий: «В игре на гитаре я одновременно отличник и хулиган»

Украинский авангардный гитарист - о любви к Фрэнку Заппа, музыке барокко и выступлениях за «биг тейсти»

Дмитрия Радзецкого можно назвать рокером в мире украинской академической музыки. При том, что сам музыкант никогда не шумел и не рвал струны в панк-группе. С детства и до сегодня гитара остается для него классическим инструментом, звучание которого, тем не менее, можно бесконечно переизобретать благодаря смелым и непривычным техникам игры.

В доказательство – многочисленные музыкальные проекты Дмитрия. Supremus, где можно сыграть по крупному, превращающая психоделическую какофонию в авангардное искусство. Более сдержанный Big Second, который дает возможность поупражняться в инструменталистике. SЮR BAND – на попрыгать и подуреть. Список можно продолжать…

В большинстве из коллективов Дмитрий выступает вместе со своим братом Сергеем Радзецким, у которого с музыкальным чувством юмора все в полном порядке. Есть еще Юрий Радзецкий – тоже композитор и гитарист, преподаватель музыкальной академии в Днепре, отец Дмитрия и Сергея. Троллить академизм, оставаясь «академиками» — это у них в генах.

В ноябре Дмитрий Радзецкий решил, что «семейный альбом» пора показать слушателям. «Radzetskyi Plays Radzetskyi» — проект, где Дмитрий исполняет как собственные композиции, так и музыку брата и отца. Пышное барокко, в которое врывается вихрь авангарда и переворачивает все вверх дном.

С новой программой Радзецкий отправился в мини-тур по 5 городам Украины: Ровно, Горишние Плавни, Харьков, Киев, родной Днепр. Мы выцепили музыканта в самом разгаре гастролей и поговорили с ним о вечном. И, конечно же, о гитаре.

Дмитрий, как вы нашли свой инструмент?

Я родился в музыкальной семье, так что вряд ли мог бы заниматься чем-то другим кроме музыки. Отец, — преподаватель Днепропетровской Академии Музыки, гитарист и композитор Юрий Радзецкий, — хотел, чтобы мы с братом Сергеем с детства шли по его стопам. У нас в доме чаще звучала рок-музыка, чем классика, так что не удивительно, что нам с братом хотелось играть именно ее. В детстве огромное впечатление на меня произвела группа Emerson, Lake & Palmer и их альбом «Pictures At An Exhibition». В 3-4 года одной из самых первых запомнившихся мне “музык” почему-то стала «Frog With Dirty Little Lips» Фрэнка Заппы — и сейчас, когда я ее слушаю, у меня по телу расплываются какие-то загадочные вибрации.


До 10 лет я хотел играть на синтезаторе. В то время моими кумирами были такие клавишники, как Манфред Манн, Джон Лорд (Deep Purple), Рик Райт (Pink Floyd). Но потом моя любовь к клавишным инструментам поостыла (во многом – из-за опостылевшего «Немецкого танца» Бетховена), и отец начал учить меня играть на гитаре. Иногда обучение шло как из-под палки, но уже тогда я не мог представить свою жизнь без музыки. Я слушал ее, говорил о ней, а вместе с тем потихоньку начал «баловаться» — экспериментировать с исполнением.

Вот только на живых академических концертах мне было тоскливо. В начале 2000-х в этой среде редко можно было услышать что-то завораживающее. Тогда в моей голове начали зарождаться мысли и идеи, как сделать выступление с гитарой ярким и интересным.

По-вашему, какова роль гитары в современной музыке? Новомодные электронные примочки еще не вытеснили ее на задний план?

В целом, гитара – это и есть современная музыка. Еще со времен зарождения рок-н-ролла она получила имидж «бунтарского» инструмента, и пошло-поехало. Если мы заглянем в историю еще глубже, то поймем, что гитара всегда была народным инструментом, близким по духу массам. Ну, не с фисгармонией же тащиться на войну с Наполеоном! (фисгармония – клавишный инструмент, изобретенный в ХIX веке во Франции – ред.)

Только вот в академической музыке роль гитары за несколько веков практически никак не изменилась. Тягаться с флейтой, скрипкой или роялем она не смогла (даже по уровню громкости), поэтому так и осталась либо вещью для аккомпанемента, либо одиноким сольным инструментом для услады слуха юных девиц.

Так что в современной авангардной музыке классическая гитара встречается крайне редко. То, что сейчас сочиняют для этого инструмента композиторы, в основном либо трудно исполнимо, либо попросту не интересно (особенно, если эти композиторы – не гитаристы). Конечно же, есть исключения, и назвать это тенденцией нельзя. Но и тотальное господство в академическом мире гитара собой не представляет.

Как вам удается соединять в своей игре классические и авангардные техники?

В своих сочинениях мы с отцом и братом всегда пытались расширить границы исполнительства. Во многом это получается у нас благодаря любви к рок-музыке. В роке есть энергетика, которую нам хочется переносить в игру на гитаре соло.


Вы играете на многострунных «Радз-гитарах» собственного изобретения, напоминающих лютни. Так вы продолжаете традиции музыки эпохи барокко?

Это скорее о 10-струнной «Радз-гитаре». Я задумывал ее как акустический инструмент, который конструкцией должен непоминать лютню. До сих пор играю на ней старинную музыку в барочных ансамблях. Есть еще 8-струнная «Радз-гитара» — по сути, это обычная электрогитара, только с большим количеством струн.


Если ваш брат Сергей – «хулиган», то вы – скорее «отличник». Как же получилось, что вы вместе поработали над программой «Radzetskyi Plays Radzetskyi»?

На самом деле мы часто меняемся ролями или делаем и то, и другое одновременно. Например, в программе я играю трехчастный цикл Сергея, который он сочинил в 2004 году и посвятил Сальвадору Дали – здесь вы услышите и «хулиганство», и «послушание». К тому же, когда автор музыки находится рядом, удобно обсуждать исполнительские нюансы, которые не передаст «голый» нотный текст.


Расскажите о туре, в который вы отправились вместе с новой программой. Почему для выступления вы выбрали именно эти пять городов? Какие впечатления от первых концертов?

Проект по музыке семьи Радзецких я вынашивал давно. Составил программу, разучил композиции, начал организовывать выступления. И, конечно, сделал аудиозапись для альбома, который вышел 1 ноября.

В Украине сложновато найти зал, где мог бы выступить один человек с гитарой. Предлагаешь программу академической площадке, а тебе в ответ: «Хм, а есть у вас что-то типа «От Баха до Скорика», чтобы люди пришли?». А в качестве гонорара в одном из залов предлагали не больше 100 грн. 100 гривен, Карл! Да это же целый биг-тейсти! 🙂

Чаще всего такие концерты готовы принять либо организаторы, всегда заинтересованные в чем-то новом, либо люди, которые хорошо понимают гитаристов (читай: гитаристы). Обычно такие находятся на независимых площадках – в галереях, арт-пространствах.

Поэтому тур получился небольшой, всего на пять городов. Но не исключаю, что в процессе гастролей их может стать больше…

2 ноября Дмитрий Радзецкий выступил в Ровно, сегодня (8 ноября) состоится концерт музыканта в Горишних Плавнях. Дальнейшее расписание тура «Radzetskyi Plays Radzetskyi»: 11.11 – Харьков, 16.11 – Киев, 26.11 — Днепр

Фото: facebook.com/dmytroradzetskyi

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Фил Пухарев

Редактор рубрики MUSIC

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест