Alfa Jazz Fest 2017: на пороге новой эры

Главный редактор Karabas Live Игорь Панасов – о первом дне фестиваля, который проходит во Львове с 23 по 27 июня и готовится к новой жизни

Это последний Alfa Jazz Fest. Больше фестиваля с таким названием в Украине не будет. Те, кому не дает покоя присутствие в вывеске следов неугодного банка, будут избавлены от раздражающего зуда. С 2018-го у фестиваля не будет титульного спонсора и, соответственно, слова «Alfa» в заглавии.

Исполнительный директор фестиваля Наталья Горбачевская рассчитывает в будущем на адекватную помощь всех больших спонсоров феста – сейчас их четыре. В ее голосе чувствуется уверенность в том, что удалось создать сильный бренд, который притягивает крупные компании. В ее взгляде я читаю едва заметную тревогу по поводу грядущих перемен. Думаю, это нормально.

Наталья Горбачевская рассказала об изменениях в жизни фестиваля

Есть надежда, что новшества сведут на нет импотентные по своей сути протесты против активности «Альфа-банка» в культурном поле Украины. Вот вчера опять выходили какие-то странные люди с лозунгами в центре Львова. Вышли, покричали и пошли себе. Со следующего года для них не будет больше красной тряпки и условий для создания образа врага.

Слова о том, что банк тратит на фестиваль деньги украинского происхождения, не убеждают недовольных. Неоднократно говорил и повторю: даже если бы это были деньги, привезенные прямо из Кремля, и они тратились на этот фестиваль, это было бы прекрасно. Но в том-то и дело, что они явно не из тех краев. Потому что фестиваль во Львове крайне плохо стыкуется с идеей реставрации потухшей империи.

Руководитель проекта Yellowjackets Расселл Ферранте (в центре) и Авишай Коэн (справа) — хэдлайнеры второго дня Alfa Jazz Fest 2017

Каждый Alfa Jazz Fest – еще один импульс к внедрению Украины в мировое культурное пространство на уровне беспрецедентного для страны ивента. Это не праздник дружбы народов бывшего СССР, а знакомство с лучшими образцами музыки, рожденной традициями Северной и Латинской Америки, Африки, Европы. Проникновение в эту музыку, слияние с ней и последующий поиск себя. Alfa Jazz Fest – одна из форм движения к тому реальному безвизу со всем миром, который не пропишет на бумаге ни один чиновник. К стиранию барьеров, стереотипов и стен, которые возведены в умах поколений украинцев за последние сто лет.

Почти наверняка, в 2017-м причастных к этому событию будет больше, чем раньше. Делаю такой вывод после изучения главной фан-зоны фестиваля на стадионе – в двух минутах ходьбы от главной сцены имени Эдди Рознера. В прошлом году, когда эту площадку сделали фестивальной зоной, там был просто экран, десятка три столов и фестиваль уличной еды.

Так выглядит самая большая из фан-зон Alfa Jazz Fest 2017

В этом году самая большая фан-зона Alfa Jazz Fest выглядит как фестивальный городок – с активностями для детей, фотопитами, ярмаркой и еще более крупным экраном (там бесплатно можно посмотреть концерты, на которые вход по билетам). И главное – частью программы фан-зоны в этом году стали концерты, которые прямо здесь и проходят перед началом выступлений на главной сцене. То есть, появилось популярное среди гостей фестиваля развлекательное пространство – и в него подтянулся культурный контент. Так это и должно работать. Вчера на стадионе было 5-6 тысяч человек, не меньше.

Alfa Jazz Fest традиционно стартует с дневного концерта на площади Рынок, куда вход свободный. Честь начинать праздник доверили ManSound, и это была драма – начали при солнце, закончили при громе, молниях и ливне. Человек 500-700 самых отважных, омываемые косым дождем, от которого не спасал даже навес, никуда не ушли.

ManSound открыли Alfa Jazz Fest 2017 выступлением на площади Рынок

Пресс-конференция с гостями Alfa Jazz Fest – всегда важная преамбула к фестивалю. Тут можно настроиться на волну его организаторов и некоторых приглашенных звезд, войти в ритм всегда насыщенных, эмоциональных и остроумных тирад арт-директора феста и ведущего главной сцены Алексея Когана.

В батальоне музыкантов, который позвали на встречу с журналистами, самую яркую партию сыграла испанская певица Buika. Хэдлайнер первого дня, едва подав голос (сиплый, натруженный), дала понять, что к нам явился неординарный артист. Кажется, даже когда просто отвечает на вопрос журналиста, Buika все равно поет.

Алексей Коган — арт-директор и главный голос Alfa Jazz Fest

Хэдлайнер второго дня, знаменитый израильский контрабасист Авишай Коэн, от которого хотелось услышать побольше слов, ретировался прямо в разгар беседы – у него была репетиция.

Вечером на сцене Buika показала, как она поет, когда перед ней зал с публикой, а не кучка журналистов. Это был мастер-класс свободы во всех ее проявлениях – от чисто жанровой (испанка работает в безумном миксе джаза, соула, регги, фламенко и африканских ритуальных пений) до личностной. Тысячи мимолетных чувств скользили молниями по лицу Buika, продолжались в движениях ее тела и шальными волнами раскатывались в пространстве.

Двери в любой музыкальный стиль она открывает с ноги и в любой момент. Из-за этого ее выступление походит на демонстрацию буйных красок, от которых рябит – не в глазах, но на сердце. При всей забавности манеры и игривости манер, Buika на сцене – это сеанс чувственного интенсива. Виной тому, пожалуй, драматизм ее подачи – она поет как свою жизнь (и только ли свою?) рассказывает, как исповедуется.

Это был грандиозный финал первого дня Alfa Jazz Fest 2017, а предварял сеанс испанки фейерверк от американского Gordon Goodwin’s Big Phat Band. Команда из почти 20 человек пулей отправила зрителей во времена 1930-1940-х, когда Америка сходила с ума от свинговых оркестров. Дружное и плотное звучание время от времени распадалось на первоклассные соло – саксофона, флейты, перкуссии, трубы, тромбона. Это была презентация американского джаза в его классической красе первой половины ХХ века – торжественного и крупномасштабного.

Когда зал купал музыкантов в овациях, у Гордона Гудвина не было шансов увести коллектив за кулисы прямо вот так сразу. Они сыграли три вещи на бис и огорошили в финале вольной трактовкой «Щедрика» Николая Леонтовича – композиции ключевой в истории украинской музыки. Это было щедро.

Я смотрел на это великолепие и думал о том, что мой отец, профессиональный трубач, который сходил с ума по свинговым оркестрам и добывал их записи в советское время самыми немыслимыми способами, так и не дожил до этого момента. Он жил в другом мире, где не было входов и выходов для свободного обмена культурными кодами со всем человечеством.

Он жил в другой стране, где приезд такой команды, как Gordon Goodwin’s Big Phat Band, не мог быть частью обычного течения жизни. А мы в ней живем. Чтобы мы не потеряли это, нам и нужен, к примеру, Alfa Jazz Fest. Или как он там будет называться.

Фото: Ирина Середа

Ще більше новин та цікавостей у нашому Телеграм-каналі LIVE: швидко, зручно та завжди у вашому телефоні!

Ігор Панасов

Музичний оглядач Karabas LIVE

Все статьи автора

Подписаться на email-дайджест